В состав транспортно заготовительных расходов включаются. Транспортно-заготовительные расходы. Что включается в ТЗР

Любая организация во время своей деятельности зачастую сталкивается с расчетом транспортно-заготовительных расходов. При этом важно помнить, что затраты такого рода могут появиться при получении любых товарно-материальных ценностей, а также при отправке определенного товара покупателям. В статье рассмотрим учет транспортно заготовительных расходов (ТЗР) при включении/ не включении их в стоимость товара, а также проводки по их списанию на продажу.

При передаче товара, сам поставщик предоставляет организации полный пакет обязательных документов, где все транспортные затраты могут выделяться отдельно либо входить в установленную стоимость товара. Так следует разобраться: каким образом организации необходимо учитывать такие затраты? Полная стоимость транспортных расходов входит в себестоимость реализуемых товаров, при этом они могут учитываться одновременно со стоимостью товара на одном счете учета товара, а могут выделяться в конкретной сумме, на отдельном листе.

Учет транспортно заготовительных расходов при включении их в стоимость товара

В таком случае весь товар принимают на учет в 41 счет совместно с транспортно-заготовительными расходами. Это не очень удобный способ, однако любая организация все-равно имеет полное право его выбрать. Все необходимые проводки по учету каждого товара, а также транспортных расходов представляются в виде:

  • Д41/1 К60 – вид полной стоимости товаров, в соответствии с официальными документами поставщика.
  • Д19 К60 – размер выделенного НДС, который был заявлен поставщиком.
  • Д41/1 К60 – полная стоимость непосредственно ТЗР.
  • Д19 К60 – размер НДС, который относится к ТЗР.

Цена за каждую единицу предоставленного товара обязательно будет соответственно включать стоимость доставки.

В случаях, когда заказанный товар содержит несколько партий и будет доставлен не только в вашу организацию, то транспортные расходы должны пропорционально делиться по полученным партиям.

Пример расчета транспортных расходов

Общая стоимость полученных товаров составляет 200000 руб.

  • партия простых подушек по цене 80 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 80000 руб.;
  • партия спальных одеял по 120 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 120000 руб.

При доставке данного товара организация в общем 20000 руб. затратила транспортных расходов.

В случае, когда фирма в стоимость своей доставки также включает ТЗР, то следует рассчитывать только те транспортные затраты, которые относятся к каждой партии. При этом для каждой партии необходимо общую сумму ТЗР умножить на общую стоимость партии, а затем разделить на полную сумму транспортных расходов.

В итоге должно получиться: расходы по доставке – 20000*80000/200000 = 8000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 88000 руб. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 88000/1000 = 88 руб.

Расходы по доставке – 20000*120000/200000 = 12000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 132000 рублей. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 132000/1000 = 132 руб.

В итоге получится, что подушки будут оприходованы по 88000, в то время, как одеяла по 132000 руб.

Учет транспортно заготовительных расходов не включенных в стоимость товара

В данной ситуации транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете отдельно отражаются на под наименованием “Расходы на продажу”, поэтому и открывается отдельный субсчет (непосредственно проводка по учету затраченных средств Д44.ТР К60).

На протяжении целого месяца все полученные транспортные затраты накапливаются именно по дебету 44 счета, по истечению этого месяца вся накопленная сумма постепенно списывается пропорционально сумме проданных товаров.

Пример списания суммы транспортных затрат

Допустим организация за один месяц получала заказанный товар два раза в месяц.

  • первая партия составила 1000 подушек по цене 80 рублей за единицу, это 80000;
  • вторая партия составила 1000 подушек по 120 рублей за единицу, общая сумма в этом случае – 120000.

Кроме этого, фирма также через некоторое время ездила к поставщику, где приобрела подушки в количестве 500 шт. по 80 руб. за единицу, в результате заплатила 40000.

По расчетам сумма ТЗР составила:

  • оплата бензина – 1000 руб.;
  • страховой взнос с зарплаты для водителя – 240 руб.;
  • зарплата водителя – 800 руб.;
  • амортизация машины – 500 руб.

Учет транспортно заготовительных расходов: бухгалтерские проводки

Сумма Дебет Кредит Наименование операции
80000 41.1 60 стоимость одной партии, в соответствии с документами самого поставщика
8000 44.ТР 60 расходы на доставку одной партии
120000 41.1 60 стоимость второй партии, в соответствии с документами самого поставщика
12000 44.ТР 60 расходы на доставку второй партии
40000 44.1 60 стоимость третьей партии, в соответствии с документами самого поставщика
1000 44.ТР 10 затраты на топливо
800 44.ТР 70 заработная плата водителя
240 44.ТР 69 страховые взносы с зарплаты водителя
500 44.ТР 02 амортизация автомобиля

В итоге можно сделать вывод: за прошедший месяц по дебету 44.ТР была накоплена денежная сумма ТЗР в размере 22540 руб.

На счет 41.1 за прошедший месяц учитывались товары общей стоимостью 240000 руб. А на продажу за этот месяц с 41 счета списали товар на сумму 150000 руб.

В результате появляется вопрос: какую сумму необходимо списать со счета 44.ТР в конце месяца?

Допустим, что в начале месяца счет 44.ТР имел дебетовое сальдо 10000, а счет 41.1 – 80000. Дебетовое сальдо 44.ТР равно сумме именно начального сальдо и обороту по дебету за прошедший месяц, то есть 10000 + 22540 = 32540 руб.

Получается, что в конце данного месяца со счета 44 необходимо списать транспортные расходы: 32540*150000/320000=15253 руб.

Проводка по списанию транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на продажу

Проводка по списанию транспортно заготовительных расходов на продажу – Д90.2 К44.ТР

Для расчета списания стоимости доставки в конце месяца можно пользоваться стандартной формулой:

ТЗР = дебетовое сальдо 44.ТР*кредитовое сальдо 41.1/дебетовое сальдо 41.1.

Вывод: в результате нами были рассмотрены два различных способа для расчета стоимости доставки в бухгалтерском учете. Это:

  • включать транспортные расходы в стоимость доставки;
  • включать ТЗР в расходы на продажу.

При этом каждая организация имеет право выбрать наиболее подходящий способ учета для себя, а также в учетной политике закрепить свой окончательный выбор.

Транспортные затраты при продаже товара

В данном случае могут рассматриваться всего три различных варианта:

  • когда заказчик приезжает в компанию и забирает заказ самостоятельно;
  • когда доставка заказанного товара происходит за счет получателя;
  • когда доставку товара оплачивает продавец.

В двух первых случаях поставщик не несет никаких затрат, а в третьем случае продавец может стоимость доставки включать в стоимость товаров либо учитывать на отдельном листе.

В конце месяца вся накопленная сумма, затраченная на доставку списывается в дебет 90.

  1. Затраченные средства на доставку могут включать в расходы на продажу либо в стоимость товара.
  2. В первом случае ТЗР должны отражаться по счету дебета 41, во втором – по дебету 44, на отдельном листе.
  3. Когда учет ТЗР ведется отдельно, то они должны списываться пропорционально проданным товарам.

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) - расходы, связанные с заготовкой и доставкой материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, инструментов).

К транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным с приобретением материально производственных запасов (МПЗ), в частности относятся следующие затраты:

    стоимость доставки;

    стоимость страхования;

    таможенные пошлины;

    вознаграждение посреднику.

В состав транспортно-заготовительных расходов также входят:

    расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

    расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

    наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

    плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

    плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

    расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

    стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

    другие расходы.

Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов и утвердить его в своей учетной политике.

Бухгалтерский учет транспортно-заготовительных расходов

Существует несколько вариантов учета транспортно-заготовительных расходов.

Вариант 1. ТЗР включаются непосредственно в стоимость МПЗ.

Если ТЗР относятся к одному наименованию МПЗ - вся их сумма включается в стоимость этих МПЗ.

Например, когда на одном автомобиле были доставлены товары одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих товаров.

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям МПЗ - сумма ТЗР распределяется между разными МПЗ пропорционально их стоимости.

Стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ проводкой:

Пример

Организация заказала перевозку товаров (300 кг яблок и 500 кг моркови) транспортной компании.

Товары доставлены на одном автомобиле, стоимость перевозки составила 3000 руб. (без НДС).

Стоимость яблок - 30 руб/кг, стоимость моркови - 10 руб/кг.

Стоимость доставки (ТЗР) будет включена в стоимость:

    яблок - в сумме 1929 руб. (3000 руб. x ((300 кг x 30 руб/кг) / (300 кг x 30 руб/кг + 500 кг x 10 руб/кг));

    моркови - в сумме 1071 руб. (3000 руб. - 1929 руб.).

Вариант 2. ТЗР учитываются на отдельном счете и списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Этот вариант применяется, когда ТЗР относятся к широкой номенклатуре МПЗ.

В этом случае стоимость ТЗР в течение месяца накапливается на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (также можно использовать отдельный субсчет к счету 44 "Расходы на продажу" , например 44-ТЗР) и в конце месяца распределяется по методу среднего процента между остатками МПЗ на складе и МПЗ, переданными в производство (проданными).

Для этого:

    МПЗ распределяются по группам в зависимости от их вида: сырье, материалы, инструменты, товары.

    Сумма ТЗР, приходящаяся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные) в течение месяца, рассчитывается по каждой группе МПЗ по формуле:

ТЗР по МПЗ, отпущенным в производство (проданным)= Оборот по кредиту счета ( , ) с дебетом счета () за месяц Х (Дебетовое счета (44-ТЗР) на начало месяца + Оборот по дебету счета (44-ТЗР) за месяц)/ (Оборот по кредиту счета ( , ) с дебетом счета () за месяц + Дебетовое сальдо счета ( , ) на конец месяца)

Проводки будут такие:

Проводка

Операция

Д 15 (44-ТЗР) - К 60 (76)

Отражены ТЗР

Д 20 (90) - К 15 (44-ТЗР)

Списаны ТЗР, приходящиеся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные)

Пример

По состоянию на начало месяца в учете организации числилось материала на сумму 12 000 руб. Сумма ТЗР, отраженная на счет равна 1800 руб.

За месяц от поставщиков было получен материал на сумму 30 000 руб.

При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 4000 руб.

За месяц со склада в производство было отпущено материала на сумму 40 000 руб.

Произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты:

Остаток на начало месяца

Поступило за месяц

Итого (п. 1 + п. 2)

Списано за отчетный месяц всего

Остаток на конец месяца

Процент ТЗР (5 800/42 000 х 100%)

Списано ТЗР за отчетный месяц всего

Остаток ТЗР на конец месяца (п. 3 - п. 8)

Вариант 3. Применяется только для товаров:

    стоимость доставки включается в расходы текущего месяца независимо от того, проданы товары или нет;

    остальные ТЗР, относящиеся к товарам, учитываются или по Варианту 1, или по Варианту 2.

При этом выбранный вариант учета ТЗР надо закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету.

Транспортно-заготовительные расходы и бухгалтерская отчетность

В бухгалтерском балансе ТЗР отражаются по строке 1210 "Запасы".

В отчете о финансовых результатах ТЗР:

    если учитываются непосредственно в стоимости МПЗ - отражаются по строке 2120 "Себестоимость продаж";

    если учитываются на отдельном счете - отражаются или по строке 2120 "Себестоимость продаж" или по строке 2210 "Коммерческие расходы".

Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов

Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) - вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) - сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.

Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.

При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:

Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:

    стоимость страхования - на дату уплаты страховой премии страховщику;

    таможенные пошлины - на дату их уплаты;

    вознаграждение посреднику - на дату подписания отчета посредника (акта).

Сумма транспортных расходов списывается на расходы в части, приходящейся на реализованные в отчетном (налоговом) периоде товары, в сумме, которая определяется по формуле:

Сумма транспортных расходов по проданным товарам = Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период Х (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма транспортных расходов за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка товаров на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Если ТЗР относятся одновременно и к материалам, и к товарам, при этом ТЗР по товарам учитываются по Варианту 3, то сумму ТЗР надо распределить между товарами и материалами пропорционально их стоимости. ТЗР, относящиеся к материалам, затем учитываются по Варианту 1 или 2.

Выбранный вариант учета надо закрепить в налоговой учетной политике. Причем по товарам выбранный вариант учета ТЗР надо применять минимум в течение двух лет.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР): подробности для бухгалтера

  • Отражение транспортно-заготовительных расходов в бюджетном или автономном учреждении

    Получении материалов учреждение может нести транспортно-заготовительные расходы. К ним, в частности, можно... получении материалов учреждение может нести транспортно-заготовительные расходы. К ним, в частности, можно... числе «входной» НДС). Транспортно-заготовительные расходы, связанные с доставкой всех строительных... денежных средств учреждения не приводится. Транспортно-заготовительные расходы будут распределены между разными наименованиями...

  • Транспортно-заготовительные расходы. Учет у покупателя.

    С доставкой товара, другими словами – транспортно-заготовительных расходах (ТЗР). Отражение в учете транспортных... в формировании фактической себестоимости материалов. Транспортно-заготовительные расходы – это затраты организации, непосредственно связанные...

  • Расходы на логистику: учет и налогообложение

    Налоговых периодов. Напомним также, что транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) включают расходы, связанные с... складов, могут входить в состав транспортно-заготовительных расходов. В п. 70 Методических указаний... -производственных запасов (№ 119н), указано, что транспортно-заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные... материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов, в частности, входят расходы по...

  • Как ускорить выпуск отчетности в ритейле с помощью автоматизации трансформационных корректировок

    Различиях в первоначальной стоимости запасов – транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) и оценка по продажной... счетов 15 и 16. 2. Транспортно-заготовительные расходы учитываются в составе расходов на...

  • Анализ себестоимости продукции

    И материалы, но и изменение транспортно-заготовительных расходов. Фактор норм отражает не только... материалов по ценам поставщиков и транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Для определения влияния изменения...

  • Учет расходов на доставку у генподрядчика

    Должны быть включены в качестве транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) в фактическую себестоимость приобретаемых... бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, транспортно-заготовительные расходы могут приниматься к учету путем... Если организация примет решение учитывать транспортно-заготовительные расходы обособленно (на отдельных субсчетах к... «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Транспортно-заготовительные расходы или отклонения в стоимости строительных...

  • Таможенные платежи при ввозе товаров

    Названы в качестве составной части транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Рассмотрим варианты учета... Бухгалтер может использовать вариант учета транспортно-заготовительных расходов, описанный в пунктах 80 ... учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете к... вот отклонения в виде транспортно-заготовительных расходов списываются по отдельным видам... Каждая организация имеет свою специфику транспортно-заготовительных расходов, и свой объем таможенных...

  • Расходы на приобретение товаров: возможны варианты

    Торговые организации могут не включать транспортно-заготовительные расходы в фактическую себестоимость товаров, а... закрепить в учетной политике, что транспортно - заготовительные расходы не включаются в фактическую себестоимость...

  • Распределяем расходы: вариантов много

    Этом можно использовать вариант учета транспортно-заготовительных расходов, описанный в пунктах 80 и... цены), учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете к счету... . А вот отклонения в виде транспортно-заготовительных расходов списываются по отдельным видам или... . Каждая организация имеет свою специфику транспортно-заготовительных расходов, и какой способ закрепить в...

  • Оценка товаров при их приобретении в бухгалтерском и налоговом учете (окончание)

    ПБУ не применяется термин "транспортно-заготовительные расходы". Однако в Методических указаниях... используется, а применяется другой – "транспортно-заготовительные расходы". Несмотря на явную схожесть... в соответствии с Примерной номенклатуры транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), приведенной в приложении № 2 ... рекомендациях достаточно полно приводится оценка транспортно-заготовительных расходов в отношении организаций-производителей готовой...

  • Поступление материальных ценностей в организацию общественного питания

    Покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно - заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость... 28 декабря 2001 года №119: « Транспортно - заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные... последующем сумма недостачи списывается на транспортно-заготовительные расходы. Такое списание предусмотрено для... покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно - заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость...

  • Расчеты по претензиям. Претензия выставляется покупателем товарно-материальных ценностей

    Покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно - заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость... по бухгалтерскому учету МПЗ. « Транспортно - заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные... материалов в организацию. В состав транспортно - заготовительных расходов входят: - расходы по погрузке... покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно - заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость...

    Покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно - заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость... от 28.12.2001г. №119 транспортно-заготовительными расходами организации являются затраты непосредственно связанные...

имеет практически любая фирма, приобретающая товары и материалы, которые формируют материально-производственные запасы. В чем специфика соответствующих расходов и как осуществляется их учет?

Транспортно-заготовительные расходы (или ТЗР) — что это такое?

Под транспортно-заготовительными принято понимать расходы, связанные с процедурой приобретения фирмой материально-производственных запасов (или МПЗ) и представленные, в частности:

  • оплатой услуг по доставке материалов;
  • затратами на содержание складов, на которых хранятся МПЗ;
  • затратами на хранение МПЗ в сторонних организациях;
  • оплатой услуг по страхованию;
  • уплатой таможенных пошлин;
  • компенсацией услуг посредников;
  • процентами по кредитам на покупку МПЗ;
  • командировочными расходами сотрудников, участвующих в приобретении МПЗ;
  • недостачей, нормативными потерями МПЗ по пути от поставщика.

Данный перечень ТЗР — не исчерпывающий. Транспортно-заготовительные расходы могут быть представлены любыми издержками, что связаны со снабжением фирмы МПЗ.

ТЗР в бухучете

ТЗР в бухгалтерском учете можно учитывать несколькими способами.

1. ТЗР можно прямо включить в стоимость МПЗ. Соответствующие операции в бухучете оформляются проводкой Дт 10 Кт 60. Данный вариант оптимален, если в течение соответствующего периода нет значительных отклонений в величине ТЗР по партиям однотипных запасов.

Отметим, что, если средняя сумма ТЗР в общей стоимости поставок не превышает 10%, то ее можно не учитывать отдельно — включив вместо этого в себестоимость партии МПЗ. В случае если возможно вычисление среднего процента ТЗР, списание соответствующих расходов может также осуществляться посредством увеличения себестоимости оприходованных МПЗ на расчетный процент ТЗР.

2. Возможна фиксация операций с ТЗР на отдельных субсчетах счетов учета МПЗ и списание в расходы пропорционально оборотам использованных (реализованных) МПЗ.

Выбранный вариант учета ТЗР нужно зафиксировать в учетной политике.

Учет ТЗР на отдельных счетах: нюансы

Итак, учет транспортно-заготовительных расходов по второй схеме предполагает:

  • оприходование МПЗ по фактическим затратам;
  • оприходование МПЗ по плановым или учетным затратам.

В первом случае применяется проводка Дт 10 / ТЗР Кт 60, соответствующая стоимости ТЗР по закупке. Во втором — покупка с ТЗР отражается на счете 15, после — списывается на счет 10 по плановой цене в целях дальнейшего списания на счет 20 и расчета плановой себестоимости. В результате на счете 15 можно проследить отклонения показателей фактических затрат от плановых. Их необходимо отнести на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Проводки по рассматриваемой схеме учета ТЗР будут такими:

1. Корреспонденция для оприходования МПЗ по фактическим затратам: Дт 10 Кт 60.

2. Корреспонденции для оприходования МПЗ по плановым или учетным затратам:

  • Дт 10 Кт 15;
  • Дт 16 Кт 15;
  • Дт 20 Кт 16.

Есть еще одна возможная схема учета ТЗР, предполагающая раздельный учет:

  • ТЗР в виде стоимости доставки товаров;
  • прочих ТЗР, имеющих отношение к товарам.

Таким образом, данная схема учета применима только для операции с товарами.

Прочие ТЗР учитываются посредством вариантов 1-й или 2-й схем, рассмотренных нами выше.

Налоговый учет ТЗР: нюансы

Полезно будет рассмотреть некоторые нюансы налогового учета ТЗР. Существуют 2 наиболее распространенные его схемы — учет ТЗР в торговой организации и аналогичная процедура на производственном предприятии.

Одна из ключевых задач бухгалтера фирмы в обоих случаях — исчислить корректную сумму ТЗР в целях списания в расходы в отчетном периоде. Рассмотрим то, каким образом она решается.

Каким образом определить сумму «торговых» ТЗР? В соответствии с положениями ст. 320 НК РФ для этого должна использоваться следующая схема:

1. Вычисляется средний процент (ПРОЦ) ТЗР по формуле:

(ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ)) / (СЕБ (ТМ) + ОСТ (КМ)) × 100%,

ТЗР (НМ) — расходы по остаткам нереализованных товаров по состоянию на начало месяца;

ТЗР (ТМ) — общая сумма расходов в текущем месяце;

СЕБ (ТМ) — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТ (КМ) — остаток нереализованных товаров на складе по состоянию на конец месяца.

2. Вычисляется сумма ТЗР по остаткам нереализованных товаров (ТЗР (ОСТ)) по формуле:

ОСТ (КМ) × ПРОЦ.

3. Определяется сумма ТЗР, которые можно списывать в расходы в отчетном периоде по формуле:

ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ) - ТЗР (ОСТ).

Если фирма занимается производством, то для расчета ТЗР по материалам (как основному МПЗ) должна использоваться другая формула (она основана на положениях п. 87 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н):

(ТЗР (НМ) + ТЗР (ОТЧ)) / (ОСТ (НМ) + СТ (ОТЧ)) × 100% / СТ (РАСХ),

где ТЗР (НМ) — остаток ТЗР по состоянию на начало месяца;

ТЗР (ОТЧ) — сумма ТЗР по материалам, что поступили на фабрику за месяц;

ОСТ (НМ) — стоимость остатков материалов на начало месяца;

СТ (ОТЧ) — стоимость материалов, прибывших на фабрику за месяц;

СТ (РАСХ) — стоимость материалов, что были израсходованы в производстве за месяц.

Отметим, что если ТЗР относятся к материалам, что отпущены в производство, на нужды управления либо иные цели, их списание должно осуществляться ежемесячно (п. 86 приказа № 119н).

Рассмотренные налоговые схемы могут применяться и в бухгалтерском учете, в том числе для минимизации разниц между налоговыми и бухгалтерскими расчетами.

Итоги

Транспортно-заготовительные расходы — издержки, которые в большинстве случаев сопровождают приобретение фирмой различных материалов и товаров, составляющих МПЗ. Учет ТЗР в фирме может быть как бухгалтерским, так и налоговым. Осуществляться он может по разным схемам — в зависимости от специфики конкретных ТЗР, а также особенностей бизнес-модели фирмы — в частности, с точки зрения того, является она преимущественно производственной или торговой организацией.

Узнать больше о специфике учета материально-производственных запасов вы можете в статьях:

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) - это затраты организации, которые непосредственно связаны с процессом заготовления и доставки материалов в организацию (п. 70 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н). О бухгалтерском учете ТЗР расскажем в нашем материале.

Что включается в ТЗР

К ТЗР относятся следующие расходы:

  • расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
  • расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации;
  • расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);
  • наценки и надбавки, комиссионные вознаграждения, которые уплачиваются снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
  • таможенные платежи;
  • плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;
  • другие расходы.

ТЗР наряду со стоимостью материалов по ценам поставщиков и расходами по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию, образуют фактическую себестоимость материалов (п. 68 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н).

Как учитываются ТЗР

Действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету предусматривают 3 варианта учета ТЗР (п.п. 83, 85 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н):

1) ТЗР относятся на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;

2) ТЗР списываются на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;

3) ТЗР включаются в фактическую себестоимость материалов, учитываемых на счете 10.

У тех, кто может вести упрощенный бухучет, есть еще один вариант: списывать ТЗР на расходы сразу в момент их возникновения (п. 13.1 ПБУ 5/01).

При этом важно учитывать, что конкретный порядок учете ТЗР каждая организация определяет самостоятельно с учетом своей специфики и закрепляет это в своей .

К примеру, при учете ТЗР на субсчете к счету 10 бухгалтерские записи будут следующие:

Дебет счета 10, субсчет «ТЗР» — Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.

Проводки по списанию ТЗР

Если ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов на счете 10, списание ТЗР происходит в составе стоимости списываемых материалов автоматически:

Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 91 «Прочие доходы и расходы» и др. - Кредит счета 10

В остальных случаях списывать ТЗР нужно отдельной бухгалтерской записью.

ТЗР ежемесячно списываются на те же счета бухгалтерского учета, на которые была отнесена стоимость списываемых материалов (п. 86 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н).

Для списания ТЗР по отдельным видам или группам материалов рассчитывается средний процент ТЗР (ТЗР %):

ТЗР % = (ТЗР Н + ТЗР М) / (М Н + М М) * 100%,

где ТЗР Н - сумма остатка ТЗР на начало месяца;

ТЗР М - ТЗР за месяц;

М Н — сумма остатка материалов на начало месяца;

М М - сумма поступивших материалов за месяц.

Соответственно, умножив ТЗР % на стоимость списываемых материалов по учетной стоимости, получаем часть ТЗР, подлежащих списанию в этом месяце.

При учете ТЗР на счете 16 такими записями могут быть:

Дебет счетов 20, 23, 26, 91 и др. - Кредит счета 16.

В 12 номере нашего журнала, в статье , мы рассказали о том, как правильно отразить в договоре условия поставки товаров, обратив внимание на тот факт, что момент перехода права собственности следует отличать от условий поставки. Это важно как для продавца, так и для покупателя. В данной статье речь пойдет об отражении расходов по доставке товара в учете покупателя (как в бухгалтерском, так и в налоговом). Причем обо всех расходах, связанных с доставкой товара, другими словами – транспортно-заготовительных расходах (ТЗР).

Отражение в учете транспортных расходов в зависимости от условий договора

Рассмотрим теперь, как в бухгалтерском и налоговом учете отражаются транспортные расходы в зависимости от условий договора, заключенного между продавцом и покупателем.

1. Стоимость доставки включена в цену товара

Условия договора. Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя. Доставка товара на склад покупателя входит в обязанности поставщика. Транспортные расходы включены в цену товара.

В данном случае для любого покупателя (не важно, является он торговой организацией, закупающей товар, или промышленным предприятием, приобретающим сырье и материалы) транспортные расходы войдут в цену товара, даже если их сумма выделена в расчетных документах.

Пример 1.
ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Стоимость доставки – 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.). Транспортные расходы включены в цену товара.
Таким образом, стоимость поставки составила 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.).

Что касается налогового учета, то транспортные расходы войдут в цену товара и не будут отдельно формировать прямых расходов по доставке товара, указанных в ст. 320 НК РФ.

2. Стоимость доставки установлена сверх цены товара

Условия договора. Право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика. Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель – оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре может быть не указана или указана отдельно от стоимости товара).

В данной ситуации учет в торговых (приобретение товаров) и промышленных (приобретение материалов) предприятиях может различаться.

2.1. ТЗР по приобретению материалов

  • Бухгалтерский учет

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01), в которую включаются также фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов (МПЗ) и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01). Таким образом, ТЗР участвуют в формировании фактической себестоимости материалов.
Транспортно-заготовительные расходы – это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, далее – Методические указания).
В состав ТЗР входят:

  1. Расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору.
  2. Расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов.
  3. Плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, пристанях, в портах.
  4. Наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям.
  5. Стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли.
  6. Плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету.
  7. Расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию.
  8. Расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовки материалов.
  9. Другие расходы.

Согласно п. 83 Методических указаний ТЗР принимаются к учету по одному из трех вариантов, устанавливаемых организацией самостоятельно в учетной политике.
Вариант 1. Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, к денежной оценке вклада в уставный капитал, если он вносится в форме МПЗ, и др.).
Данный вариант учета ТЗР целесообразно применять в организациях с небольшой номенклатурой материалов либо в случае существенной значимости отдельных видов и групп материалов. Подробно на этом варианте учета мы останавливаться не будем.

Вариант 2. ТЗР отражаются на отдельном субсчете к счету «Материалы».

Пример 2.
По состоянию на 1 июля 2005 г. в учете ООО «Гамма» числилось 80 ед. материала на сумму 10 100 руб. Сумма ТЗР, отраженная на субсчете 10-1-1 «ТЗР по материалам», равна 1 500 руб.

При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 3 540 руб., в том числе НДС – 540 руб.
За месяц со склада в производство было отпущено 240 ед. материала.
Учетной политикой организации предусмотрено, что ТЗР подлежат учету на отдельном субсчете к балансовому счету 10 «Материалы»; стоимость материалов, отпускаемых со склада, определяется по способу средней себестоимости.

Для того чтобы отразить передачу материалов в производство, необходимо рассчитать среднюю себестоимость единицы материала, которая будет равна частному от деления стоимости всего материала на его количество.
Общая стоимость приобретенного в июле материала с учетом его остатка на начало месяца составляет 36 400 руб. (10 100 + 26 300), а общее количество – 260 шт. (80 + 180).
Стоимость одной единицы материала, определенная по способу средней себестоимости, составляет 140 руб. (36 400 руб. / 260 шт.).
Таким образом, стоимость материалов, переданных в производство, составила 33 600 руб. (240 шт. х 140 руб.).
Остаток материалов на складе на 1 августа составит 20 шт. (80 + 180 - 240). Стоимость остатка – 2 800 руб. (10 100 + 26 300 - 33 600).
Теперь произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты в июле 2005 года.

Расчет ТЗР за июль

(*) (4 500 руб. / 36 400 руб. х 100%) = 12,3626%.
(**) 33 600 руб. х 12,3626% = 4 154 руб.

В соответствии с п. 86 Методических указаний ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.). Поэтому списание материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:

Организация имеет право (которое необходимо закрепить в учетной политике) применять упрощенные методы расчета ТЗР (ст. 88 Методических указаний):

  • округление процента ТЗР до целых единиц;
  • списание в полной сумме на счета 20, 23 и др. – при удельном весе ТЗР в учетной стоимости материалов не более 10%;
  • списание ТЗР исходя из планового удельного веса с последующей корректировкой;
  • применение процента ТЗР, сложившегося на начало текущего месяца, с корректировкой в следующем месяце, если недосписание (или излишнее списание) отклонений ТЗР превысит 5%.

Остановимся на двух из указанных методов расчета ТЗР.
Удельный вес ТЗР может округляться до целых процентов. Применительно к нашему примеру ТЗР составят 12%, а стоимость ТЗР, списанных за отчетный месяц, – 4 032 руб. (33 600 руб. х 12%).

При небольшом количестве ТЗР (не более 5% от договорной (учетной) стоимости материалов) организация вправе списать всю сумму ТЗР, возникших за отчетный период, на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов.

Пример 3.
Воспользуемся данными примера 2, из расчета которого видно, что за отчетный месяц списано материалов на сумму 33 600 руб. Предположим, что ТЗР за месяц составили 1 600 руб.
Удельный вес ТЗР в стоимости списанных материалов составил 4,76% (1 600 руб. / 33 600 руб. х 100%).

В этом случае вся сумма ТЗР в размере 1 600 руб. может быть списана на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов.

Вариант 3. ТЗР отражаются на отдельном счете «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно расчетным документам поставщика.
По дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражается поступление материалов по покупной стоимости (Дебет 15 Кредит 60).
В кредит счета 15 в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» относится стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных МПЗ.
Согласно п. 80 Методических указаний в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов разрешается применять учетные цены.
В качестве учетных цен на материалы применяются:
а) договорные цены;
б) фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года);
в) планово-расчетные цены;
г) средняя цена группы материалов.

При существенных отклонениях планово-расчетных и средних цен от рыночных они подлежат пересмотру. Такие отклонения не должны превышать, как правило, 10%.
Таким образом, проводкой Дебет 10 Кредит 15 материалы приходуются на склад по учетным ценам.
Сумма разницы в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости их приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
В соответствии с п. 85 Методических указаний ТЗР также можно относить на балансовый счет 15. Следовательно, в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) будет входить не только разница между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой, но и сумма ТЗР, а сумма отклонений по окончании отчетного периода в полном объеме списывается на балансовый счет 16.
В остатке по балансовому счету 15 у организации может числиться только указанная в расчетных документах поставщика (счете, счете-фактуре, платежном требовании-поручении и т.п.) стоимость материалов, на которые к покупателю перешли права владения, пользования и распоряжения, но сами материалы еще не поступили (материалы в пути).
Рассмотрим на примере порядок отражения и списания отклонений фактической стоимости материалов от учетных цен.

Пример 4.
По состоянию на 1 июля 2005 г. в учете ООО «Гамма» числилось 80 ед. материала на сумму 10 000 руб. Сумма отклонений фактической стоимости материалов от учетных цен, отраженная как дебетовый остаток по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», составила 1 500 руб.
За месяц от поставщиков было получено четыре партии такого же материала.

При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 3 540 руб., в том числе НДС – 540 руб. За месяц со склада в производство было отпущено 240 ед. материала. Учетная стоимость единицы материала равна 125 руб. (10 000 руб. / 80 шт.). Учетной политикой организации предусмотрено, что ТЗР включаются в состав отклонений.

Поступление материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:

Стоимость материалов, переданных в производство по учетным ценам, составила 30 000 руб. (240 шт. х 125 руб.). Остаток материалов на складе на 1 августа составит 20 шт. (80 + 180 - 240). Стоимость остатка – 2 500 руб. (10 000 + 22 500 - 30 000).

Списание отклонений в стоимости материалов по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов исходя из процентного отношения суммы остатка величины отклонения на начало отчетного периода (1 500 руб.), текущих отклонений за период (6 800 руб.) к сумме остатка материалов на начало периода (10 000 руб.) и поступивших за этот период материалов по учетной стоимости (22 500 руб.). Полученное процентное отношение должно использоваться при списании отклонения на увеличение учетной стоимости израсходованных материалов.
Теперь произведем расчет величины отклонений, подлежащих списанию в июле 2005 года.

Расчет отклонений за июль

(*) (8 300 руб. / 32 500 руб. х 100%) = 25,5385%.
(**) 30 000 руб. х 25,5385% = 7 662 руб.

В соответствии с п. 86 Методических указаний отклонения подлежат списанию на те же счета бухгалтерского учета, что и материалы (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.). Поэтому списание материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:

Согласно п. 88 Методических указаний, так же как и во втором варианте, допускается применение упрощенных вариантов расчета стоимости отклонений при их списании на расходы.

  • Налоговый учет

Как уже говорилось выше, в бухгалтерском учете ТЗР участвуют в формировании фактической себестоимости материалов, а в налоговом некоторые их виды имеют особый порядок учета в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль. Различия между бухгалтерским и налоговым учетом ТЗР представлены в таблице.

1. Транспортные расходы, погрузка ФС < * *> МЦ < * * * > – Командировочные расходы (кроме суточных сверх норм) ФС МЦ – Командировочные расходы (сверхнормативные суточные) ФС Не учит. ПР 3. Хранение материалов ФС МЦ – 4. Наценки и комиссионные вознаграждения ФС МЦ – 5. Недостача, порча в пределах норм естественной убыли <****> ФС Материальн. расх. ВНР Проценты за кредит, связанные с приобретением материалов до принятия их к учету (в пределах норм, установленных ст. 269 НК РФ) ФС Внереализ. расх. ВНР Проценты за кредит, связанные с приобретением материалов до принятия их к учету (сверх норм, установленных ст. 269 НК РФ) ФС Не учит. ПР 7. Расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата ФС Косвен. расх. ВНР 8. Расходы по содержанию заготовительных пунктов ФС Косвен. расх. ВНР
Вид ТЗР Для целей БУ Для целей НУ Раз-ницы <*>
2.
6.

(*) ВНР – временные налогооблагаемые разницы; ВВР – временные вычитаемые разницы; ПР – постоянные разницы.
(**) ФС – в бухгалтерском учете ТЗР участвуют в формировании фактической себестоимости материальных ценностей (п. 6 ПБУ 5/01).
(***) МЦ – в налоговом учете ТЗР учитываются в стоимости приобретения материальных ценностей (п. 2 ст. 254 НК РФ).
(****) Обратите внимание! В соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, постоянных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает.

Однако следует обратить внимание на такой момент. Если в бухгалтерском учете организация учитывает ТЗР по первому варианту, то они включаются в фактическую себестоимость материала напрямую.
Если же организация учитывает ТЗР на отдельном субсчете к счету 10 (вариант 2) или ведет учет заготовления материалов с применением счетов 15 и 16 (вариант 3), то указанные расходы распределяются между объектами учета. Таким образом, полная фактическая себестоимость материала формируется путем усреднения и распределения ТЗР во времени. Однако НК РФ не допускает использование описанного способа. В таком случае бухгалтеру придется идти одним из двух путей:
1. В бухгалтерском учете ТЗР учитывать на субсчете 10 или использовать счета 15 и 16, а в налоговом – включать их напрямую в фактическую себестоимость. Это приведет к огромному количеству расхождений, с трудом поддающихся расчету.
2. В налоговом учете ТЗР в фактическую себестоимость включаются не напрямую, а распределяются между объектами учета, то есть по аналогии с бухгалтерским учетом (вариантами 2 и 3). Работники бухгалтерии будут избавлены от трудоемких расчетов временных разниц. Единственное, что может грозить предприятию, это ответственность по ст. 120 НК РФ (штраф от 5 до 15 тыс. рублей) за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

2.2. ТЗР по приобретению товаров

Конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций нормативными документами ни по бухгалтерскому учету, ни по налогообложению не определен. Перечень транспортных расходов, например, предложен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ, однако он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье.
В целях бухгалтерского учета бухгалтерам торговых организаций можно порекомендовать применять Методические рекомендации Роскомторга, которые действуют до сих пор (Минфин РФ разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями с учетом требований, принципов и правил, установленных в соответствии с нормативными документами по бухучету). Однако Методические рекомендации Роскомторга не являются обязательными к применению, поэтому состав транспортных расходов и выбранный способ их бухгалтерского учета необходимо закрепить в учетной политике.
Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга в бухгалтерском учете в состав транспортных расходов включаются следующие виды затрат:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т.п.) и их утепление (солома, опилки, мешковина и т.п.);
  • плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
  • плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным договорам.

Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01. Согласно п. 6 ПБУ 5/01 затраты по заготовке и доставке МПЗ до места использования включаются в их фактическую себестоимость, которая может:

  • либо сразу формироваться на счете 41 «Товары»;
  • либо сначала накапливаться на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а затем накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары».

Существует еще один способ учета транспортных расходов. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 торговые организации могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до их передачи в продажу.

Пример 5.
ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Право собственности на товар переходит в момент отгрузки со склада поставщика. Доставка оплачивается отдельно, ее стоимость – 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.).
Предположим, учетной политикой ООО «Гамма» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу.

В бухгалтерском учете ООО «Гамма» будут сделаны следующие проводки:

(*) Субсчет «Транспортные расходы»

Как видим, торговым организациям дано право самостоятельно определять в учетной политике для целей бухгалтерского учета порядок учета транспортных расходов по приобретению товаров:

  • либо в себестоимости таких товаров;
  • либо в составе расходов на продажу.

Однако следует отметить, что для бухгалтерского учета сам порядок расчета суммы транспортных расходов, приходящейся на остаток товаров, в нормативных документах четко не определен. Можно найти лишь упоминания о нем в следующих документах:

  • п. 13 ПБУ 5/01: организация, осуществляющая торговую деятельность, затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, может включать в состав расходов на продажу;
  • Инструкция по применению Плана счетов: по дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

В пунктах 87, 88 Методических указаний приводится расчет списания ТЗР, но предложенная методика относится к разделу 2 «Учет материалов» и применять ее к товарам, по мнению автора, некорректно.
Получается, что порядок распределения транспортных расходов в бухгалтерском учете организация должна определить самостоятельно, закрепив его в приказе об учетной политике. С целью минимизации трудозатрат целесообразно использовать методику распределения расходов, изложенную в гл. 25 НК РФ.

Что касается налогового учета, то состав транспортных расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль, НК РФ не установлен. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено НК РФ). В связи с этим при определении состава транспортных расходов в налоговом учете можно воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) , согласно которому к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги (см., например, ОКВЭД, класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», включающий погрузку и разгрузку грузов и багажа, а также хранение и складирование всех видов грузов). Таким образом, в целях налогообложения можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете.

Обратите внимание!Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ внесены существенные изменения в гл. 25 НК РФ, в частности в ст. 320 НК РФ, которая посвящена порядку определения расходов по торговым операциям. Новая редакция ст. 320 НК РФ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования этого закона и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Итак, что же изменилось в порядке определения расходов по торговым операциям?
Во-первых, согласно новой редакции указанной статьи транспортные расходы по приобретению товаров можно учитывать не только в составе издержек обращения, но и включать в стоимость приобретения товаров, что позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет. (Старая редакция ст. 320 НК РФ предусматривала единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли – расходы на доставку товаров подлежали распределению на остаток товаров на складе независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов).
…В сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика – покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. …Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов (новая редакция ст. 320 НК РФ).
Во-вторых, стала более корректной формула расчета среднего процента. Поясним это на примере.
Согласно ст. 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные.
К прямым расходам относятся:

  • стоимость приобретения (в старой редакции рассматриваемой статьи – покупных) товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;
  • суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров (в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров).

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Формула в старом варианте ст. 320 НК РФ.

Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определялась по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

(*) Получалось, что на практике в числителе фигурировали только транспортные расходы, хотя формально, следуя букве закона, речь идет о всех прямых расходах, то есть и транспортных расходах, и стоимости покупных товаров.

Формула в новом варианте ст. 320 НК РФ.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

Пример 6.
Оптовая фирма ООО «Гамма» имеет за июнь 2005 г. следующие показатели. Транспортные расходы:

  • остаток на начало месяца равен 40 000 руб.
  • по доставке товаров от поставщика до склада ООО «Гамма» за июнь составили 140 000 руб.
  • остаток на начало июня равен 500 000 руб.;
  • поступило за июнь в сумме 700 000 руб.:
  • реализовано за июнь на сумму 1 000 000 руб.;
  • остаток нереализованных товаров на конец месяца составляет 200 000 руб. (500 000 + 700 000 - 1 000 000).

Учетной политикой организации для целей налогообложения определено, что стоимость приобретения товаров формируется без учета расходов, связанных с приобретением этих товаров.

По окончании июня бухгалтер ООО «Гамма» сделает следующий расчет:

  1. Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце, составит 180 000 руб. (40 000 + 140 000).
  2. Сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца – 1 200 000 руб. (1 000 000 + 200 000).
  3. Средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров составит 15% (180 000 / 1 200 000 х 100%).
  4. Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца, – 30 000 руб. (200 000 руб. х 15%).
  5. Сумма транспортных расходов, которая будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в июне, – 150 000 руб. (40 000 + 140 000 – 30 000).

В-третьих, новая редакция ст. 320 НК РФ, заменившая слова «товары на складе» на «нереализованные товары», наконец-то поставила точку в споре, учитывать ли в качестве расходов при расчете налога на прибыль расходы по доставке товаров, приходящиеся на товары, которые на конец отчетного месяца являются отгруженными (при особом переходе права собственности), но не реализованными. Теперь не вызывает сомнения, что сумма расходов на доставку, приходящаяся на отгруженный, но не реализованный товар, также должна учитываться в составе прямых расходов, приходящихся на остаток товара.

Статьи по теме