Типичный герой шукшина каков он. В.М. Шукшин – самородок земли алтайской. Разрушение цельности "простого человека"

Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие Быкова Ольга Петровна

Своеобразие героев рассказов В. Шукшина

Каждый большой писатель приходит в литературу со своим героем. Определить своеобразие этого героя, его отличие от характеров, создаваемых другими писателями, – одна из важнейших задач литературоведческой науки.

Критикой довольно быстро были отмечены такие качества шукшинских героев, как целенаправленность, переходящая в упрямство, их взрывчатость, динамизм, стремление максимально выявить себя в критических ситуациях. Авторы многочисленных статей неоднократно указывали на резкость, порывистость, удивительную яркость персонажей этого писателя.

Черты характеров героев писателя отмечены очень верно. Однако остается неясным за счет чего достигается эта чрезмерная концентрация характера героя, те яркость и «остервенелость», которые так привлекали читателей и порой настораживали критиков.

Видимо, происходит это под воздействием двух причин. Первая – проявление в характере героя личности самого автора – импульсивной, резкой, целенаправленной. Вторая – влияние кинематографа и драматургии на малую эпическую форму. Если первая причина в разъяснениях не нуждается, то вторую необходимо раскрыть более подробно.

Основное свойство формы, сразу бросающееся в глаза исследователям творчества писателя, – диалогичность рассказов Шукшина. Из его рассказов можно выбросить все описательные моменты, оставив один голый, как в драме, диалог, и рассказы не распадутся, их содержательная сторона почти не пострадает. Это качество шукшинской прозы привлекает режиссеров театра и кино, артистов-декламаторов. Шукшин сам осуществил экранизацию многих своих произведений.

Для Шукшина характерно неуклонное ведение основной линии повествования с проявлением минимального интереса к побочным мотивам, поступкам, событиям. Целенаправленность в изображении характера героя предполагает сосредоточенность на каком-то его качестве, наиболее важном и показательном для данного типа. Если попытаться определить основное свойство наиболее ярких и запоминающихся шукшинских героев, то это будет решительность действия, а точнее, избыток решительности, переходящий в стремление провести свою линию во что бы то ни стало. Таков бригадир Шурыгин из рассказа «Крепкий мужик».

Упорство шукшинских героев в проведении своей линии было зафиксировано в названии даже одного из рассказов – «Упорный». Герой этого рассказа, прочитав, что вечный двигатель невозможен, пытается создать его, несмотря на все возражения. Похож на него и герой рассказа «Микроскоп», и мать из рассказа «Материнское сердце», которая всеми правдами и неправдами пытается спасти от тюрьмы сына.

Здесь необходимо подчеркнуть, что герои Шукшина удивительно целенаправленны не только в своих отрицательных поступках, но и в своей вере в Человека, в стремлении сделать что-то доброе и красивое, как, например, Семка Рысь, герой рассказа «Мастер».

Для правильного понимания героя Шукшина чрезвычайно большое значение имеет высказывание писателя о современном положительном герое: «...хочется порассуждать об устоявшемся положительном герое наших рассказов, повестей и романов. И особенно фильмов. Сразу признаюсь: я не уважаю его, «устоявшегося». Такой он положительный, совершенный, нравственный, трезвый, целеустремленный, что тоска берет: никогда таким не стать».

Писателя не интересует, каким может быть человек в идеале. Писателя интересует, каким может стать самый обыкновенный человек, человек не очень грамотный, далекий от совершенства. Герой Шукшина – не идеальный положительный герой, а живой человек нашей действительности. Это человек с открытым потенциалом, который может превратиться как в положительную, так и в отрицательную силу.

Шукшин взялся за одну из самых трудных задач – изображение характеров людей, наименее затронутых влиянием индустриального общества. Писателя интересует процесс пробуждения человеческой духовности, когда за грузом повседневных дел и забот встают какие-то отодвинутые повседневностью, но очень важные в формировании полноценного гармонического человека духовные интересы. Его герой – еще не осуществленная личность, не нашедшая достойной реализации индивидуальность.

Говоря о герое Шукшина как о человеке с открытым потенциалом, мы не претендуем на создание концепции единого шукшинского героя, который был бы типичен абсолютно для всех произведений писателя. Шукшин создал такое многообразие характеров, населил свои рассказы таким обилием персонажей, что мы вполне можем говорить о его книгах как об одном из томов энциклопедии русского характера современного общества.

(По В.А. Кузьмуку)

Из книги Василий Шукшин: Вещее слово автора Коробов Владимир Иванович

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА ШУКШИНА Этот краткий очерк взят из первой книги В. И. Коробова о В. М. Шукшине. Далее приводятся письма М. С. Шукшиной к В. И. Коробову, который дважды встречался с ней в Бийске.Жалела, любила безмерно своих «детушек-сиротинушек» Мария Сергеевна. Тем более

Из книги Страницы моей жизни (сборник) автора Хейдок Альфред

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. М. ШУКШИНА 1929, 25июля – В. М. Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края.1933 – отец В. М. Шукшина – М. Л. Шукшин, в возрасте 19 лет, арестован ОГПУ.1940 – переезд семьи в Бийск.1941 – возвращение в село.1942 – убит на фронте отчим

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИИ В. М. ШУКШИНА И ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА О НЕМ Прижизненные издания Сельские жители: Рассказы. М.: Молодая гвардия, 1963. Живет такой парень: Киносценарии. М.: Искусство, 1964. (Б-ка кинодраматургии).Любавины: Роман. М.: Советский писатель, 1965.Там,

Из книги 50 знаменитых звездных пар автора Щербак Мария

Из устных рассказов

Из книги Почему не гаснут советские «звёзды» автора Раззаков Федор

Четырнадцать рассказов Жизнь в Москве оказалась многообразнее, чем предполагал в письмах.Вскоре тоска отошла: и в редакциях к нему относятся с интересом, и юная жена - приехала - поддерживает, и читатели хорошо принимают своих - советских - писателей.Все это, конечно,

Из книги Рыцарь совести автора Гердт Зиновий Ефимович

Совет Брежнева и исповедь Шукшина 1974-й. Год-то как начинался - 11 января золотая свадьба. Юбиляры-«молодожены» решили отпраздновать ее почему-то в Москве, на своей московской квартире. Шолохов по своим депутатским делам зашел в ЦК и вдруг случился разговор:- Что же это вы,

Из книги Сильные женщины. Их боялись мужчины автора Медведев Феликс Николаевич

ВАСИЛИЙ ШУКШИН И ЛИДИЯ ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА Их союз был единством противоположностей. Он – из крестьян, самостоятельный, независимый, сильная личность с взрывным характером; она – из интеллигентной семьи, тихая, стеснительная. В их жизни бывало всякое: и пьяные загулы

Из книги Великие судьбы русской поэзии: XIX век автора Глушаков Евгений Борисович

МАКАРЫЧ (К 80-летию В.М. Шукшина) За более чем 30-летний срок, прошедший с момента смерти В.М. Шукшина, это уже его четвёртый круглый юбилей. Три других выпали на 1979-й, 1989-й и 1999 годы. По тому, как справлялись эти юбилеи, можно судить о том, какое значение придавали тогдашние

Из книги Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие автора Быкова Ольга Петровна

Загадки смерти Шукшина До сих пор о смерти Шукшина ходят самые противоречивые слухи. Одни упирают на то, что он скончался в силу естественных причин (из-за слабого здоровья), другие настаивают на криминальной версии - что это было преднамеренное убийство. Поэтому следует

Из книги Напрасные совершенства и другие виньетки автора Жолковский Александр Константинович

Лидия Федосеева-Шукшина, актриса Однажды я участвовала в его программе. С тех пор у меня остался подарок - очень красивый чайничек. Мне было вдвойне приятно это приглашение, потому что Гердт снимался у Шукшина в «Печках-лавочках». У них была удивительная взаимная

Из книги Бунин без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

ЛИДИЯ ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА: «У МЕНЯ СИЛЬНОЕ ЧУТЬЕ… НА ЖИЗНЬ…» Этой встречи я ждал давно. Осенью 98-го позвонил Лидии Николаевне с просьбой об интервью. Актриса довольно резко ответила отказом, но разрешила иногда напоминать ей о себе. Я звонил. Надеялся. Последний раз

Из книги автора

Своеобразие таланта (Евгений Абрамович Боратынский) Евгений Абрамович Боратынский был ровесником Пушкина. И поэтический дебют их, и даже уход из жизни мало отличались по срокам. Но и рядом с Пушкинским гением не потерялся, не остался в тени своеобразный и сосредоточенный

Из книги автора

Творческий путь В. Шукшина Василий Шукшин – писатель, сценарист, режиссер, актер. Он писал рассказы, повести, романы, киносценарии, публицистические статьи. Поставил по своим сценариям художественные фильмы («Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная» и др.),

Из книги автора

Художественные особенности рассказов В. Шукшина По своей творческой многогранности Василий Шукшин – явление уникальное в современной литературе и искусстве: одинаково известен он не только как писатель-прозаик и сценарист, но и как режиссер и актер.Творческая

Из книги автора

Из папиных рассказов Своей любовью к виньеткам я обязан папе, который был мастером устных новелл. Лучше всего они воспринимаются в записи на звуковую и видеопленку, но во многом сохраняются и в письменной передаче. По памяти приведу некоторые из

Из книги автора

Своеобразие ума и мышления Георгий Викторович Адамович:У Бунина был очень острый ум, лишенный, однако, всего, что можно было бы отнести к способностям аналитическим. Ошибался он в оценках редко, - в особенности, когда речь шла о прошлом, - но объяснить, обосновать свое

Сочинение

Литературную работу Шукшин начал в 1956 году публикацией рассказов, которые составили первый сборник «Сельские жители» (1963). Шукшин написал около сотни рассказов, объединенных в сборниках «Там, вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974); киноповести «Калина красная» (1973) и «Позови меня в даль светлую» (1975); повести-сказки «Точка зрения» (1974) и «До третьих петухов» (1975); сатирическую повесть «Энергичные люди» (1974), два исторических романа «Любавины» (1965) и «Я пришел дать вам волю» (1971), а также киносценарии и публицистические работы. Своеобразное творчество Шукшина, единство его художественного мира основаны прежде всего на неповторимой личности самого художника, выросшего на народной почве и сумевшего выразить целое направление духовной жизни народа.

Василий Шукшин начинал с рассказов о земляках, бесхитростных и безыскусственных. Но уже в самом начале творчества сумел в частном увидеть общее. Обратившись к знакомому, обыденному, он нашел там неизвестное. Он расширил сферу изображаемого в искусстве. Сборник «Сельские жители» - начало. Начало не только творческого пути, но и большой темы - любви к деревне. Для Шукшина деревня - не столько географическое понятие, сколько социальное, национальное и нравственное, где сходится весь сложный комплекс человеческих отношений.

В размышлениях о деревне у автора есть один особый аспект - проблема духовных ценностей. Он много и упорно думает о том, почему деревня не всегда получает настоящую культуру и искусство, протестует против тех, кто создает так называемые «варианты произведения для села»: «Беда в том, что этот суррогат городской культуры оказывает огромное влияние на село» (рассказы «Артист Федор Грай», «Крыша над головой» и др.).

Шукшин писал так, что вокруг каждого внешне непритязательного рассказа возникает «поле» критических и читательских раздумий и выводов. В свободное время Глеб Капустин, герой рассказа «Срезал», развлекался тем, что «срезал», «осаживал» деревенских выходцев, добившихся разных степеней жизненного успеха, когда они приезжали в деревню. «Срезал» он и очередного «знатного» гостя, кандидата наук Журавлева. Борьба шла на равных: кандидат посчитал Глеба дураком, Капустин же сумел схватить главное в Журавлеве - самонадеянность - и «срезал» его перед мужиками. Капустин сам объяснил свою особенность: «…Не задирайся выше ватерлинии… А то слишком много берут на себя…»

И еще: «… Можно сотни раз писать во всех статьях «народ», но знаний от этого не прибавится. Так что когда выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. Подготовленней, что ли. А то легко можно в дурачках очутиться». Через все творчество Шукшина проходит резко отрицательное отношение к псевдоинтеллигенту, человеку полукультуры, самонадеянному. Он знал цену подлинной интеллигентности и выразился на этот счет весомо и точно: «Начнем с того, что явление это - интеллигентный человек - редкое. Это - неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда требуется - для созвучия - «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: «Что есть правда?», гордость… И - сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это в одном человеке - он интеллигент. Но и это не все. Интеллигент знает, что интеллигентность - не самоцель».

Движущей силой в произведениях Шукшина являются не внешние события. Сюжет у него только повод, чтобы начать разговор. Потом повод «исчезает», и «начинает говорить душа, мудрость», ум, чувство… Все чаще герои Шукшина задумываются над основами бытия, все чаще обращаются к так называемым «вечным вопросам». Заставляя своего героя взглянуть на себя, на собственную жизнь, ее нравственное содержание, Шукшин часто предметом исследования берет человека в момент душевного напряжения, сдвига, надлома, когда ему кажется, что силы и жизнь были им растрачены напрасно. Писатель отмечает: «По-разному гибнет душа; у иного она погибла, а он этого и не заметил».

Тема эта, когда жизнь человеческая расходуется бездарно, по собственному признанию Шукшина, волнует его необычайно. Сам анекдотизм некоторых рассказов порой оборачивается ощущением трагизма жизни (например, рассказ «Билетик на второй сеанс»). Огромное место в художественной системе писателя занимает идея праздника души. Праздник души, по Шукшину, - это какое-то стремление к светлому единению людей, когда вольно и весело всем. Среди человеческих ценностей особенно важна для Шукшина доброта. Он видел в способности чистого сердца к добру самое дорогое богатство: «Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке».

В мире героев произведений Шукшина жалость всегда стоит рядом с добром. «Зря все-таки воскликнули: «Не жалеть надо человека!..» Это тоже от неловкой, весьма горделивой позы. Уважать - да. Только ведь уважение - это дело наживное, приходит с культурой. Жалость - это выше нас, мудрее наших библиотек…» «Радость общения с правдой» - еще один огромной важности принцип писателя. О ней, о правде, он постоянно беспокоился, без нее не мыслил искусства, да и собственной жизни тоже. Для Шукшина-художника нет «плохого фильма», «слабого романа», а есть «лживый фильм», «лживый роман», и именно это качество - ложь - и составляет в них пошлость и слабость.

Понятие правды охватывает все сферы жизни писателя в искусстве. Это и уверенность: профессионально - значит, есть правда о человеке. Это и убежденность: «Стыдно, например, «выделывать ногами кренделя», когда народу плохо». 562 литература Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить: «Что с нами происходит?» Не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду и этой правдой объединить, сблизить людей. Он был одержим идеей, которую хотел додумать вслух. И быть понятым. Все усилия Шукшина-художника были направлены к этому. Он считал: «Искусство - так сказать, чтобы тебя поняли. Молча поняли и молча же сказали «спасибо». В последние годы жизни он пришел к окончательному убеждению: «… суть дела и правда жизни таковы, что книга работает медленно, но глубоко и долго».

Кино - «искусство быстротечное, а литература - вечное». Проходят годы, одни фильмы приходят на смену другим, а настоящая проза «крепко стоит и долго живет», она «остается жить во времени, в душах людей».

Герои произведений Шукшина

Шукшин пронес через всю свою жизнь и творчество главную мысль и идею - серьезное исследование народного характера. Все его герои -

простые люди, живущие своей жизнью, ищущие, жаждущие, творящие. «Редкого терпения люди! Я не склонен ни к преувеличениям, ни к преуменьшениям национальных достоинств русского человека, но то, что я видел, что привык видеть с малых лет, заставляет сказать: сколько сможет вынести русская женщина, сколько она вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи судьба никому на земле столько вынести. Не надо. Они не осознают этого. Да и сам я начал понимать это много лет спустя. И вот захотелось рассказать о них, о людях моей деревни».

Тракторист Иван Сергеевич Расторгуев - главный киногерой знаменитой киноповести «Печки - лавочки»- житель наших с вами алтайских, сибирских мест. (приложение 5) Это, прежде всего человек, знающий себе цену, настоящий хозяин жизни. Он - передовой механизатор, грамотный и знающий свое дело хлебороб. Он - человек своего времени, именно 70-х годов. Он инициативен, напорист. Пускается сгоряча в свою необдуманную поездку, терпит вовсе незаслуженные им обиды…

Неважно, где черпал материал автор для своих произведений. Важно то, как он подавал это читателю, зрителю - нам с вами. (приложение 6) Раза два читал «Калину красную» и каждый раз заново волновала меня судьба вора - рецидивиста Егора Прокудина, который в сорок лет понял, что такое счастье. Не в набитом туго кармане, а в труде - честном, добросовестном. Испытав отторжение и одиночество, герой повести вернулся к людям, к жизни… Казалось бы обретена Егором наконец жизненная опора и перспектива нравственного исцеления. Однако его судьба трагична. «И лежал он, русский крестьянин в родной степи, вблизи дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что - то такое, одному ему слышное».

Автор отстаивает право человека на счастье, радость, но для этого каждый человек должен приложить максимум усилий. Я знаю, что многие люди, сравнивая свою жизнь с судьбами шукшинских героев, приходят к выводу, что, доведись увидеть эти фильмы раньше, возможно не совершили бы тех ошибок, за которые расплачиваются впоследствии всю свою жизнь.

Постоянная потребность общения с близкими людьми, земляками тянула

Шукшина на родину. Из воспоминаний односельчан: «Любил Василий Сростки. Приезжал часто. Любил смотреть на Катунь. Бродить по Поповскому саду. И особенно любил березки, называл их «невестушки вы мои». В произведении «Печки - лавочки» Шукшин не может воздержаться, чтобы не упомянуть о своих любимицах: «Выбежали к дороге белоногие березки - и такие они ясные, белые под луной, такие родные… И грустные». У его дома, где теперь музей, гора Пикет и на склоне - березки. Целый околок. Один из выступавших на чтениях сказал: «Березки будто к дому бежали с горы, а, узнав, что нет их хозяина, так и застыли на склоне холма».

ходят, чистенькие… В комнатах все блестит, все под руками… Господи. Правда, что ли так живут?» Иван ответил: «По-разному живут, ребята. Бывает, как в кино, бывает похуже. Мне вот ночами часто деревня снится. Покос… Изба родительская…».

Образы главных героев братьев тоже не похожи: «Сеня - поджарый, вихрастый, обычно непоседа и говорун - выглядел сейчас много моложе своих двадцати пяти лет. Ивану - за тридцать, среднего роста, но широк и надежен в плечах, с открытым крепким лицом, взгляд спокойный, твердый, несколько угрюмый…». Читаешь и невольно представляешь себе: Ивана, Сеню, Валю… Иван - похож на Шукшина, который также приезжал в свою деревню, чтобы пообщаться с родственниками, соседями, друзьями, отдохнуть от городской суеты, он также боялся, что подумают «ты нас сюда жалеть приехал, болеть за нас». Кому, как ни Шукшину было знакомо это чувство.

Шукшин описывает простых деревенских людей - трудяг. Они достойны уважения и восхищения: «Ели хозяева молча, с крестьянской сосредоточенностью. Натруженные за день руки аккуратно, неторопливо носили из общей большой чашки наваристую похлёбку…»

В произведении звучит тоска по родному селу, по дому. «…Иван оглянулся на родительскую избу. Она потемнела, слегка присела на один угол. Как будто ее придавило горе. Скорбно смотрели в улицу два маленьких оконца…»

Шукшин затронул острую и больную тему: село остается без помощи и поддержки, а она напрямую заключается в молодых людях. Автора интересует вопрос: почему же молодые люди навсегда уезжают и бросают свои родные места? И как будто отвечает сам себе словами Сени Громова: «От самих себя много зависит. Бежали - то когда? Когда действительно жрать нечего было, счас же нет этого. Так уж… разбаловались люди, от крестьянской работы отвыкли. Учиться многие едут. Вот и нет никого…»

Знать в далекий тот век жизнь не радость была,

Коль бежал человек из родного села…

Слова старика - отца Вали звучат горько, как приговор: «Уехать - дело нехитрое. А на кого землю - то оставили? Они уехали, ты уедешь, эти (в сторону младшей дочери) тоже уедут - им надо ниверситеты кончать. Кто же тут останется? Вот такие, как мы со старухой? А нам веку осталось - год да ишо неделя». Эти «слова старика нежданно вызвали в нем (Иване) чувство вины; когда шел по улице и поразился пустотой в деревне, почему - то не подумал о себе».

Горько осознавать то, что земля остается без хозяина. Если не мы, то кто же придет, и будет работать на полях, фермах, выращивать хлеб? Эта тема, как никогда актуальна в наши дни, потому, что на селе все меньше остается молодых людей, а которые и есть, страдают от безработицы, заливая горе водкой. В рассуждениях героя о жизни есть то, о чем думает каждый из нас: «Я не гоняюсь за богатством. Мне бы вот ребятишек выучить - больше ничего не надо. Ничего так - то все есть. Телевизор есть, корова есть. Свинья даже есть, хотя я их ненавижу, собак - прожорливые. Все есть, я не жалуюсь…» Как оказывается мало нужно человеку для счастья.

Русский человек может все: и работать, проливая семь потов, и любить, и веселиться до слез. «…Да повеселить маленько людей. Меня еще дед мой учил: как где трудно придется, Ванька, прикидывайся дурачком…» - говорит Иван.

Не случайна встреча Ивана и Нюры с профессором, собирателем русского народного творчества, Сергеем Федоровичем. «Богат народ! Ах, богат! Веками хранит свое богатство, а отдает даром - нате! Здесь, в этом чемодане,- пуд золота…» - с восхищением восклицает профессор. Золото - записанные частушки, песни, сказы… Им действительно нет цены! Очень точно автор заметил отношение к песне русского человека: «И запели «Рябинушку». И славно вышло… Песня даже вышагнула из дома и не испортила задумчивый хороший вечер - поплыла на улицу, достигла людского слуха, ее не обругали, песню…»

Автор как будто специально организует эту встречу с профессором, чтобы показать «живое общение»: «Поговорил бы с живыми людьми - это не социологические столбики с цифрами». Иван выступает в роли языкотворца, хранителя языка. Шукшин на примере одного глагола показывает, на сколько богат и разнообразен русский язык: ударил - взломил, жогнул, хряпнул, ломанул, врезал, смазал, пнул, взял на калган. «Житейский язык», на котором говорят жители алтайской деревни Сростки. Он сохранил в себе все разговорные особенности, все интонации этих мест, всегда при этом остается гармоничным и музыкальным, живым и художественноемким. В нем выражена та самая «мера» красоты и поэзии русского языка, которая даже не известно ведь даже чем мерится!

Вспоминаются финальные кадры фильма. Прекрасна земля. Прекрасна Россия. Прекрасна Сибирь, Иваном и всеми бесчисленными его родичами, всеми его земляками, короче всем народом здешним. Иван смотрит - и словно не может наглядеться на эту землю, как будто видит ее впервые, удивляется ее красоте, необъятности, величию…

Герой бодро и решительно заканчивает свою историю короткой фразой: «Все, ребята, конец…» Фильм закончился, а раздумья о нем остались.

В трудную минуту жизни герои, которые по разным причинам покинули свою «малую родину», всегда вспоминают свою деревеньку, березовый лес на берегу реки, саму реку… («Калина красная», «Человеку приснилась родная деревня»).

Так искренне, до глубины души затронув, мог написать человек, который сам пережил это и страдает вдали от дома, каждую минуту вспоминая «малую родину».

Незадолго до своей смерти Шукшин пересмотрел многое в своем творческом сосуществовании, к нему пришла зрелость. Последняя роль в кино и в жизни - солдат Лопахин в фильме «Они сражались за Родину». Создавая этот образ, Шукшин - артист воплотил в нем дорогое для всех нас качество: чистейший, предельно скромный героизм человека - борца, сознающего себя частью народа, Родины, а поэтому идущего на подвиг.

Вывод: В.М.Шукшин - художник решительный, мужественный. Мы восхищаемся его смелость, когда он высмеивает хамов, бюрократов, людей бесчестных, наглых. В его произведениях мало положительных героев, с которых можно брать пример. Шукшин предлагает нам задуматься о самих себе, правильно ли мы живем, какие поступки совершаем, достойны ли мы этого гордого звания - человек

“Все, окружающее художника, должно быть объектом его исследования; для искоренения человеческих пороков надо до конца разобраться в их природе; люди должны знать всю правду, какой бы горькой она ни была”.

Василий Шукшин.

Выходцы из российской глубинки испокон веков прославляли землю русскую, овладевая высотами мировой науки и культуры. Вспомним хотя бы Михайло Васильевича Ломоносова. Так и наши современники Виктор Астафьев, Василий Белов. Валентин Распутин, Александр Яшин, Василий Шукшин, представители так называемой “деревенской прозы”, по праву считаются мастерами русской литературы. При этом они навсегда остались верными своему деревенскому первородству, своей “малой родине”.

Мне всегда было интересно читать их произведения, особенно рассказы и повести Василия Макаровича Шукшина. В его рассказах о земляках видится большая писательская любовь к русской деревне, тревога за сегодняшнего человека и его грядущую судьбу.

Жизнь писателя оборвалась рано - в 45 лет. Но остались его произведения, в которых ведется разговор об истинных нравственных ценностях. В нашем обществе на протяжении десятилетий под флагом борьбы за социализм увядала культура, “расцветал духовный застой”. В книгах Шукшина, которые критики называют бытовой прозой, я нашел искреннего собеседника, которому небезразлична судьба каждого его современника.

Обратившись к знакомому, обыденному, Шукшин нашел и показал доселе неизвестное. Сборник рассказов Шукшина “Сельские жители” - начало подобного опыта. Желание сказать свое слово о людях, которые близки и хорошо знакомы, выливается у писателя в размышления о всей народной жизни.

Интерес к пестроте жизни и “маленькому человеку, соединение комического и драматического - отличительные особенности рассказов Шукшина. В Рассказе “Гринька Малюгин” перед нами хороший, добрый парень. Высоких слов о героизме здесь нет, хотя Гринька, рискуя жизнью, спас бензохранилище, избавив его от своего грузовика, охваченного пламенем.

“Чудик”, “Миль пардон, мадам”, “Думы” - рассказы о чудачествах шукшинских героев. Сюжетной связи нет между этими рассказами, но есть родство характеров, в них описанных. Писатель ищет и находит у своих героев чудинку, которая делает их неповторимыми среди многих других людей. Чудику резко противопоставлен его брат-ловкач, цепкий добытчик. Но таким как Чудик, дороже всего любовь и признательность людей, хотя это не всем понятно. Так и живут они, непонятые, да еще и подозрение вызывают своим бескорыстием и открытостью.

Сам Василий Макарович Шукшин классифицировал свои произведения следующим образом: “рассказ-анекдот”, “рассказ-характер”, “рассказ-исповедь”. И действительно, интерес писателя сосредоточен на необычных характерах рядовых обитателей деревень и захолустных городков. Суть людей и их мира выявляется в столкновении с таким необычным характером, который своими чудачествами “заводит” окружающих, заставляя их посмотреть на жизнь другими глазами.

В этом смысле Замечателен сборник рассказов писателя “Характеры”. Мне хотелось выделить в нем рассказ “Срезал”. Его главный герой Глеб Капустин, белобрысый мужичок сорока лет, “начитанный и ехидный”. На первый взгляд, его характер прост и ясен. Но у него есть одна особенность. Простой деревенский мужик, Глеб решил, что он живет хуже других и обделен возможностью сделать свою жизнь лучше. И он мстит за это людям, которые выше его по социальному статусу.

В свободное время Глеб развлекается и мужиков развлекает тем, что “срезает” , “осаживает” деревенских выходцев, добившихся разных степеней жизненного успеха, когда те приезжают в родную деревню. “Срезал” он и очередного “знатного” гостя, некоего кандидата наук Журавлева. Дурацкая месть Капустина заключается в том, что он пытается вести дискуссии с кандидатом по вопросам, в которых сам ничего не понимает. Он всего лишь напичкан сведениями отовсюду: из газет, радио, телевидения, книг, плохих и хороших. Но мужикам он преподносит это так, как будто он умный, образованный человек. Мужики специально водят его к разным приезжим знаменитостям. А зачем это мужикам? Да вот получают же они какое-то удовольствие от того, что их деревенский, свой, может заткнуть за пояс приезжего ученого!..

Рассказ интересен тем, что Шукшин описал вовсе не свойственный деревне случай. Но его герой интересен нам. Этот деревенский мужик привык, что к нему обращаются как к хозяину положения, хозяину страны, труженику. Он привык, что за него думают, ему помогают, принимают за него важные решения. Глеб никак не может понять, что для того, чтобы добиться чего-то в жизни, необходимо приложить усилия.

Семья Журавлевых, приехавшая в родную деревню в отпуск, противопоставлена язвительному Глебу. Им и дела нет до Капустина, они не стремятся и не хотят с ним спорить.

Рассказ написан доступным языком, он понятен любому читателю. Шукшин в одном из своих интервью заметил, что в сборнике “Характеры” он выделяет прежде всего этот рассказ.

Движущими силами в произведениях Шукшина являются отнюдь не внешние события. Сюжет у него - только повод, чтобы начать разговор. Потом повод как-то незаметно исчезает, и начинает говорить человеческая душа, мудрость, ум, чувство. Часто я встречал на страницах рассказов Шукшина людей неравнодушных, ищущих. Они задумываются над основами бытия, обращаются к так называемым “вечным жизненным вопросам”.

Таков и герой рассказа “Верую!” Максим Яриков. Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует только, что болит душа. Но как объяснить - почему? Думает, мается, страдает, размышляя о том, а зачем все... Зачем живет он и люди вокруг него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал “самый натуральный” поп, и пошел к нему узнать: “У верующих душа болит или нет?”

Между попом и Максимом происходит разговор о смысле бытия, о добре и зле, о душе человеческой... Мучительные раздумья роднят его со служителем церкви, который говорит ему: “Ты со своей больной душой пришел точно по адресу: у меня тоже болит душа... Хорошо! Хорошо. А то бы тебя с печки не стащить, с равновесием-то душевным”. Как важна эта тема для нас сейчас, когда в жестокое, морально и нравственно неустойчивое время все больше и больше проявляется в людях пассивности и бездушия. Заставляя своего героя взглянуть на себя, Шукшин подталкивает и читателя к оценке собственной жизни.

Как часто бывают в жизни человека моменты, когда кажется, что силы растрачены понапрасну, что “спел уже песню своей жизни”, но спел плохо. “Жалко - песня-то была хорошая”, - говорит писатель. Эта тема повторяется во многих рассказах Шукшина.

В киноповести “Калина красная” Шукшин создал современный вариант притчи о блудном сыне. Егор Прокудин оторвался от родных, близких, и оказался в тюрьме. Вот он освобожден от заключения и возвращается в родные края, мечтая соединить свою жизнь с чудесной жениной, “вступить на дымящую паром пашню”.

Однако груз привычек, жажда праздника и разгула для души, цепкость прежней среды - все это приводит к тому, что блудный сын не находит себя и своего места на этой земле. Он пытается пробовать себя в различных ролях - сурового жениха, участника “малины”, колхозного тракториста --но не может. “Падал, поднимался и опять шел”, - сказано у Шукшина. Но не дошел.

Внешняя бравада, даже грубость сменяются у Егора лирической нежностью при встрече с березами. Душа у него ранимая, любящая. Он жаждет чистоты и правды, он готов жить по совести, но “поток жизни” сбил его и “потянул в пропасть”. Смерть Егора Прокудина, вернее его убийство, закономерно. Жизнь просто выталкивает его.

Какое бы произведение Василия Макаровича Шукшина мы ни взяли, в каждом чувствуется живое русское слово и душа народа. Он создал целый мир народных характеров и сделал это щедро и талантливо. “Тревожная совесть” - так называли писателя. Раздумья о смысле жизни окрашивались у Шукшина в разные тона, “неразрешимые” вопросы задавались с разной степенью напряженности. В них можно найти трагическую безысходность и светлую печаль, крик души “на пределе” и скорбные думы о конечности бытия.

И остаются нам слова В. М. Шукшина: “нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, уж так случилось, живем на земле”. С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.

В.М. Шукшин - писатель, рассказавший о жизни русского человека в провинции. По мысли С. Залыгина, он был «открывателем характеров, которые, <...> обязательно несут в себе что-то особенное, то, что утверждает в них их собственную, а не заемную личность» .

Шукшин утверждал: «Есть на Руси... тип человека, в котором время... вопиет так же... потаенно и неистребимо, как в мыслящем и умном... Человек этот - дурачок. Это давно заметили (юродивые, кликуши, странники не от мира сего - много их было в русской литературе...)» . Г.Г. Хисамова утверждает, что рассказы Шукшина «знакомят читателей с многообразием "моделей" человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Поиск национального характера выразился в создании своеобразного типа героя-"чудика", обычного человека с необычным складом души, которому свойственна эксцентричность, импульсивность, непредсказуемость поведения» . «Чудик» совершает логически необъяснимые поступки, вызывая удивление и недоумение у людей. По мнению В. Панкина, «чудик» - это «метка, которой люди весьма легко наделяют друг друга... Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение, и восхищение...» . Казалось бы, во всех рассказах Шукшина содержится масса сметных историй, но как же они отличаются от обычных юмористических моделей. Сам он был убежден: «Со смехом многое понимается, многое доходит: если сдвинуть разговор в сторону баловства, гротеска, игры это шанс докричаться, обратить на себя внимание».

Многообразие шукшинских «чудиков» позволяет М. Сидоровой выделить среди них: несостоявшихся ученых - Моню Квасова, который изобрел вечный двигатель («Упорный»), мудрецов-философов - Николая Князева, автора философских трактатов («Штрихи к портрету») и Алешу, нашедшего способ избавления от суеты («Алеша Бесконвойный»), художников - Василия Князева («Чудик»), великих актеров - Проньку Лагутина («Ваня, ты как здесь?!»), музыкантов - шорника Антипа Калачикова («Одни»). М. Сидорова замечает: «Всех этих героев объединяет стремление приподняться над обыденностью, которая томит их» . По убеждению героя рассказа «Жена мужа в Париж провожала» Кольки Паратова: «Это не жизнь, это что-то постыдное, мерзкое <...> душа высыхает - бесплодно тратится на мелкие, мстительные, едкие чувства» . «Чудики» осознают свою исключительность, но это и приводит к непониманию их со стороны людей. Непонятым оказывается Андрей Ерин («Микроскоп»), потративший долго собираемые семьей деньги «на пустяковину» - микроскоп для научных открытий во имя спасения человечества, и Степка, сбежавший из лагеря за три месяца до конца срока, чтобы повидаться с родными («Степка»), Непонимание окружающих приводит к одиночеству многих шукшинских «чудиков». А сами они, с точки зрения Е.А. Фроловой, к нему относятся неоднозначно: кто-то видит «в одиночестве спасение, для кого-то это мука, а для некоторых - смерть» .

Мотив одиночества своих героев Шукшин подчеркивает в названиях рассказов - вынося в заголовок имя главного персонажа: «Гринька Малюгин», «Степка», «Ванька Тепляшин». Это «является средством выделения героя из числа других действующих лиц. Автор хочет подчеркнуть "непохожесть" своих героев, их чудаковатость». Выбор имен не случаен: «Сочетание уменьшительно-пренебрежительной формы собственного имени Гринька с фамилией Малюгин подчеркивает "незначительность" персонажа, которая подтверждается отношением к нему односельчан: "взрослого здорового парня девки жалеют "» . И эту жалость Гринька воспринимает как награду: «"Меня же все жалеют!" - <...> и смотрел при этом так, будто говорил: "У меня же девять орденов!"» Е.А. Фролова сравнивает жалость людей к Гриньке с чувством, «испытываемым к юродивым» : он «...по общему мнению односельчан, был человек недоразвитый, придурковатый» . Таким же односельчанам кажется безобидный Бронька Пупков («Миль пардон, мадам!»), ветеран Великой Отечественной, для которого нет ничего дороже, чем воспоминания о своей солдатской службе. Он, не совершивший никаких подвигов, сочинил историю о том, что по заданию проникал в бункер Гитлера. Душа этого по-своему талантливого человека жаждала чего-то необычного. Он относится к тому типу вдохновенных творцов лжи, которые и сами начинают в нее верить. А.Ф. Писемский в серии очерков «Русские лгуны» создал целую галерею вдохновенных творцов лжи, лгавших не из-за корысти, а ради любви к искусству.

Среди одиноких «чудиков» Шукшина можно выделить и тип «задумывающегося чудика»: он - герой-странник, ищущий смысла жизни: Игнат («Игнаха приехал»), Сашка («Обида»), Иван («В профиль и анфас»), Максим Яриков («Верую!»), Моня Квасов («Упорный»), Спирька («Сураз»). Мотивы странничества, скитания, пророчества в русской литературе тесно связаны с образами юродивых.

Добрым и безобидным «чудикам» Шукшина исследователи противопоставляют характеры «античудиков», «энергичных людей» (Г. Хисамова), «хищников» (И. Струве). Среди них: упрямый и озлобленный бригадир Шурыгин, с наслаждением разрушивший единственную сельскую церковь («Крепкий мужик»); «хозяин бани и огорода» из одноименного рассказа, имени которого автор не называет, но предупреждает, что он «за две моркови изувечит»; высокомерный и хвастливый Сергей Сергеевич («Свояк Сергей Сергеевич»), «крепкая нравом» теща Вени Зяблицкого Елизавета Васильевна («Мой зять украл машину дров!»). Особую модель поведения демонстрируют такие герои, как профессиональный разоблачитель, деревенский демагог-кляузник, жестокий Глеб Капустин, убежденный, что он может «поставить на место» образованного человека («Срезал»); почтальон и любитель «в большом масштабе советы-то давать» Макар Жеребцов («Непротивленец Макар Жеребцов»); сельский ветфельдшер Александр Иванович Козулин, «на редкость незаметный человек», который выстрелил ночью из ружья, услышав по радио хорошую новость («Даешь сердце!»). Им свойственно гордое сознание своей непогрешимости и права всех обличать. Например, Н.Н. Князев («Штрихи к портрету») испытывает «сладостное чувство, что он кричит людям всю горькую правду про них...», он «плохо уживается с людьми, его жалеют как больного, дурачка, юродивого, но жалостливое участие других ему противно и ненавистно» .

И.Н. Дубина утверждает, что «несмотря на все странности персонажей-"чудиков"», у них есть «душа, она-то и не дает им покоя. Душа эта мающаяся» . Шукшин считал: «Чудаковатость моих героев - форма проявления их духовности» . По замечанию М. Сидоровой, «шукшинские "чудики" чувствуют красоту мира они сами часть этой красоты. У каждого из них свой способ сохранить душу живу» . Алеша Бесконвойный, например, уединяется в баньке - и «распускается в душе у него тихая радость, ...так хорошо сделается, что не заметишь, что стоишь и улыбаешься... Стал случаться покой в душе - стал любить» .

В.М. Шукшин создал своеобразный образ «чудика», поведение которого отличается от общепринятых норм настолько явно, что часто вызывает недоумение и сочувствие окружающих, но в большинстве случаев он - человек большой души, готовый помочь любому, что вызывает симпатию. Он осознает свою «чудаковатость», но изменить себя не в состоянии. Иногда такое поведение напоминает образ жизни юродивого , принявшего образ умалишенного добровольно, а людское равнодушие приводит их к осознанию собственной никчемности, безысходности и одиночеству.

Народно-образные ассоциации и восприятия создают в шукшинских рассказах цельную систему понятий национальных, исторических и философских: о бесконечности жизни, о родине, о необходимости духовных связей человека с ней и со всем миром. Всеобъемлющий образ России становятся центром тяготения всего творчества писателя: основных коллизий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов. Мировосприятие писателя, его жизненный опыт, обостренное чувство родины и интерес к человеку, обусловили своеобразие прозы Шукшина. Составляя в 1974 году книгу своих рассказов, он написал обращение к читателю: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык<...> Все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверные тяжести победы, наши страдания... Помни это. Будь человеком». Заветы великого русского писателя забывать не следует.

Статьи по теме