Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. Стремление к знаниям — лучший мотиватор жизни! Как стремиться к знания

Бытует мнение, что образование можно получить только в учебных заведениях, по окончанию которых, учеба и процесс обучения останавливается. Но это далеко не так и потребность в новых знаниях только увеличивается с возрастом. И вот почему...

Человек на протяжении всей своей жизни узнает что-то новое, приобретает новые навыки, чему-то учится. Иначе, ему не выжить в современном мире.

Стоит ли тратить время, средства и прикладывать усилия для получения этих знаний? Учиться никогда не поздно, это дает человеку дольше сохранять острую память, быстрее мыслить, принимать решения, обучаться быстрее. Сам процесс обучения помогает развить много полезных качеств, такие как собранность, самодисциплина, умение четко выражать свои мысли, повышается умственная концентрация.

Знания - это просто информация, которую вы добываете из разных источников. Но знания всегда должны быть подкреплены практикой. Старайтесь сразу внедрять их в жизнь, проверять их эффективность. Сегодняшний мир - это мир информации и, если вы владеете ею, успех в ваших руках, вы шагаете в ногу с миром.

Постоянно узнавать что-то новое, изучать, читать, исследовать, искать - это природа человека. Посмотрите на маленьких детей, они находятся в постоянном непрерывном процессе обучения и это им нравится. Скорость, с которой они изучают и усваивают всё новое, поражает. Что же случилось с взрослым человеком? Его способности только выросли, а желание узнавать что-то новое, учиться исчезло?

Тот, кто останавливается в развитии, не желая познавать новое, учиться снова и снова, постепенно начнет деградировать, тупеть и быстро стареть.

Это признанный и доказанный учеными факт, что чем больше человек обучается, читает, интересуется новыми знаниями, тем он дольше живет и болезни, характерные для старых людей, ему не страшны.

К тому же если человек постоянно повышает уровень своих знаний, он более интересен для современных компаний. Он более конкурентноспособен на рынке труда, соответственно оплата его труда вырастает в разы.

Знания расширяют человеческий кругозор, его мировоззрение меняется в процессе обучения. Это помогает воспринимать мир, людей, события с другой стороны, так как восприятие трансформируется с усвоением нового. В самом процессе человек начинает постепенно изменяться, а значит и его жизнь тоже. Поэтому если хотите перемен, начинайте снова учится.

Самообучение и саморазвитие стали ключевыми словами современного человека. Сейчас существует огромное количество разных источников, откуда можно почерпнуть новые знания: интернет, книжные магазины, библиотеки, всевозможные курсы, тренинги, семинары. Не бойтесь открывать новые горизонты и расширять свои границы.

Ислам всячески приветствует приобретение знаний.

Коран подчеркивает значение знаний во многих аятах, например, Бог говорит:

«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 58:11)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит о вознаграждении за стремление к знанию следующими словами:

«Кто встанет на путь, желая обрести знание, тому Аллах облегчит путь в Рай» (Муслим)

«Поиск знаний - обязанность каждого мусульманина» (Ат-Тирмизи)

«Что же касается превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими светилами» (Абу Дауд).

Цель обретения знания в совершенствовании поклонения и выполнении того, что угодно Богу, и оставлении того, что может разгневать Его. Кроме того, знание приближает к Богу.

Но новый мусульманин должен соблюдать умеренность во всем, что он делает. Приобретение знаний - это одна из первых задач, к которым должен перейти новый мусульманин после того, как он принял ислам.

Приоритеты и источники

Есть определенный минимум знаний, которым должен обладать каждый мусульманин, мужчина или женщина, чтобы надлежащим образом исповедовать свою религию. К этому относится знание основных правил молитвы, поста, выплаты закята и совершения паломничества.

Знания можно приобретать из разных источников. Иногда новые мусульмане получают знания из чтения книг, прослушивания аудиозаписей религиозного содержания, чтения статей в Интернете. Во всех этих источниках нет ничего плохого. Проблема заключается в том, какое содержание предлагают эти источники. Некоторые из них затрагивают отдельные детали вопросов религии. Например, вы можете наткнуться на статью о том, куда класть руку во время молитвы после произнесения такбира аль-ихрам (слов «Аллаху акбар» в начале молитвы). Мы не считаем эти вопросы неважными - мы пытаемся сказать, что следует определить приоритеты, потому что нельзя выучить все в один день.

Знание не ограничивается шариатскими науками, такими как хадисоведение, фикх, тафсир и т.д. Ислам учит, что эти науки имеют приоритетное значение, но другие области тоже важны.

Если вас интересует медицина или инженерное дело, пожалуйста, изучайте их. Не всем обязательно быть специалистами по шариату. Нам также нужны мусульманские врачи и инженеры. Ваш профессионализм и высокие моральные качества как врачей и инженеров делают вас хорошим примером мусульман для людей других вероисповеданий. Именно так ислам широко распространился в разных странах мира.

Полезные советы в поиске знаний

Будьте терпеливы.

Имам аль-Зухри говорит: «Тот, кто хочет приобрести знания одним махом, забудет все одним махом. Знание приобретается по прошествии многих дней и ночей».

Найдите хорошего учителя.

Постарайтесь встречаться с ним как можно чаще. Задавайте ему как можно больше вопросов. Возможно, это будет ваш личный учитель или большое заведение с хорошей репутацией образовательного центра.

Многие новые мусульмане отправляются в Египет, чтобы поступить в университет аль-Азхар, другие едут в Сирию, Йемен, Марокко. Сейчас на Западе тоже существует множество институтов, где исламские науки преподают учителя, получившие образование в таких знаменитых исламских университетах как аль-Азхар и аль-Кайраван.

Усвоив основы, постарайтесь сосредоточиться на том, чтобы развить вашу духовность. Старайтесь сделать сердце более чутким. Читайте классические книги, которые смягчают душу.

Чтобы правильно совершать молитву, учите арабский. Изучая арабский язык, в первую очередь обратитесь к азам, например, возьмите для изучения суру «Фатиха» или какую-либо другую короткую суру, учитесь произносить арабские слова и предложения, такие как «сами’Аллаху лиман хамидах» и другие.

Шаг за шагом узнавайте, что допустимо, а что недопустимо в повседневной жизни.

Читайте жизнеописание Пророка (мир ему и благословение) из оригинальных источников. Для начала хорошо выбрать «Запечатанный нектар».

Читайте о сподвижниках Пророка, узнавайте, как они строили свою жизнь в соответствии с Кораном и сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Мечеть - хорошее место для поиска знаний. Старайтесь бывать в мечети, познакомьтесь с имамом, делитесь с ним вашими проблемами, задавайте вопросы.

Не связывайте себя с человеком или группой, которые имеют непонятные идеалы и идеологию. Следуйте главному руслу ислама и всегда помните, что исповедовать ислам - легко.

Дополняйте знания действиями

От знаний переходите к практике. Не ищите знаний просто ради знаний, приобретайте знания для того, чтобы применять их в вашей жизни. В Судный день каждому придется ответить за свои знания и то, что он сделал с ними.

Имам Али сказал:

«Завершение веры это приобретение знаний и их применение».

Получив существенные знания, делитесь ими с другими. Начните с вашей семьи, потом соседей, потом расширьте этот круг до общины. Будьте активным членом общины, идите на контакт и сотрудничество.

Помните, что, сколько бы вы ни узнали, еще больше вы не знаете. Один ранний мусульманский ученый сказал: «Кто называет себя ученым, на самом деле ничего не знает».

Как вести себя тому, кто ищет знаний

Абдулла ибн аль-Мубарак сказал: «Тридцать лет я учился поведению, и двадцать лет я приобретал знания».

В заключение приведем стих Корана, в котором Бог завещал Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), а значит, всем мусульманам, просить Его увеличить свои знания:

«…и говори: “Господи! Приумножь мои знания”» (Коран, 20:11

Мохсен Хареди (Mohsen Haredy)

Сила воли. Руководство по управлению собой Виннер Келли

5.1. Открытость к новым знаниям – признак успешности

Знания – это одна из самых важных и первостепенных опор в человеческой жизни. Чем больше у человека знаний, тем крепче он стоит на ногах и тем больше у него возможностей. Поэтому не стоит упускать шанс узнавать что-то новое и полезное, учиться чему-то нужному.

Именно знания, их количество и качество, приносят человеку определенное положение в обществе, уважение окружающих, возможность добиваться успеха и не заниматься тяжелым физическим трудом. Жизнь меняется, меняются ценности и устои, но неизменным остается только одно – успеха в жизни может добиться только тот, кто постоянно и неутомимо работает над собой.

Открытость к новым знаниям и желание учиться тому, что полезно на данный момент – вот один из основных признаков успешных людей. Окружающая действительность требует, чтобы мы постоянно занимались самообразованием, если хотим чего-то добиться в жизни и построить блестящую карьеру. Именно потому успешен тот, кто стремится к знаниям и не ленится учиться. Важно только, чтобы человек успевал и умел учиться разным вещам, поскольку односторонне развитие больше вредит личности, чем помогает ей.

Но стремиться к знаниям и быть открытым новому не означает, что следует поглощать любую информацию и в любых количествах. Все должно быть в меру, поскольку любые крайности всегда портят конечный результат. Знания полезны только тогда, когда они сопровождаются пониманием – простое заглатывание и заучивание информации больше вредит, чем помогает. Да и невозможно одному человеку знать абсолютно все – хотя бы потому, что изначально он склонен к какой-либо одной сфере деятельности. Вот в той сфере, которая вам интересна, и стоит углублять свои знания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Настоящих буйных мало... Технология прорыва в бизнесе и жизни автора Шубин Владимир Григорьевич

Из книги Безжалостный менеджмент. Реальные законы управления персоналом автора

Из книги Быть бизнес-лидером. 16 историй успеха автора Филиппов Сергей

Задатки успешности В детстве я был хулиганистым, но при этом очень читающим. Был достаточно спортивным: занимался сначала фигурным катанием, гимнастикой, плаванием, потом дзюдо и самбо. Вообще я не любил спорт и сейчас не люблю. Мой тренер говорил, что я – ошибка Господа

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Пропорция успешности Моя супруга говорит, что я удачлив. Согласен, мне повезло, что я попал в компанию Cisco. С другой стороны, без моего образования, характера, навыков меня бы не взяли. Поэтому считаю, что в этой жизни всего добился сам. Никто меня за руку не тянул. На 80 % мой

Из книги Время в бутылке автора Фалько Говард

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Из книги 100 бизнес-технологий: как поднять компанию на новый уровень автора Черепанов Роман

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Из книги Бизнес и ЖЖизнь 3.0 [Теперь только вверх!] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Как создавать инновации автора Пратер Чарльз

Из книги Алгоритм Успеха. Десять Заповедей автора Ширинг Виктория ВВЕДЕНИЕ

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Потребность в знаниях - одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний - от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis - знание + logos - учение), или теорией познания.

2) когда мышление рассматривает познавательную ситуа¬цию несколько отстранение, стремится не столько изменить ее, сколько зафиксировать и описать включенные в нее эле-менты, не рассматривая при этом себя в качестве такового.

Первый тип познавательного отношения зарождается в более ранней философии досо-кратиков (Парменид, Гераклит) и зна¬менует эпоху слитности бытия и мышления, когда мыш-ление как бы растворено в бытии и вы¬ступает именно как мышление-бытие, непосредствен-ная откры¬тость бытия мышлению.

Второй тип познавательного отношения представлен линией, идущей от Платона и Аристо¬теля, через Р.Декарта, вплоть до Г. Гегеля и Э. Гуссерля. Здесь мышление уже не слито с бы¬тием, а отделяется от него, пре¬вращаясь в абсолютный субъект, противостоящий миру сущего как универсальному объекту.

Именно вторая модель отношения познающего к позна¬ваемому становится наиболее привычной (классической) для европейской метафизики.

Классическая традиция исходит из признания одной-единственной истины, представ-ляющей подлинное знание, противопоставленное неподлинному мнению. Познаватель¬ная деятельность осуществляется здесь от имени некого надличностного субъекта согласно стро-гим логическим за¬конам, которые, будучи однажды установлены, остаются вечными и неизменными. Каждый отдельный мыслитель выступает здесь как очередной представитель этого универ¬сального субъекта, а само познание понимается как проник¬новение сознания к глубинной сущности вещей. Тем самым формируется представление о двуслойности бытия, в кото¬ром под внешней «поверхностью» мельтешащих явлений скрывается глубинный - «мир сущего», который выступает основанием и причиной всего происходящего на «поверх-ности». Именно этот «мир сущего» и становится действи¬тельным объектом, на который направлена познавательная активность субъекта, стремящегося прорваться сквозь об-манчивую видимость явлений к скрытой сути бытия.

Гносеологические установки Галилея и Декарта предельно резко обо¬значили это про-тивопоставление субъекта объекту в новоевропейской философии.

С одной стороны, физи¬ка Галилея демонстрирует и обосновывает радикаль¬ное от-личие научной кар¬тины мира от мира обыден¬ных представлений.

С другой стороны, утверждая суб¬станциальный характер как протяжен¬ности, так и мышления, Декарт про¬водит столь же резкую черту между идеями, составляющими содержа-ние нашего сознания, и внешним миром.

Вследствие этого разделения основанием для дискуссий о возможностях и путях по-знания, начиная с Декарта и вплоть до конца XIX века, становится столь жесткое требование выбора между материализмом и идеализмом, что в нем начинают видеть основной вопрос всякой философии вообще.

В понимании сути субъектно-объектных отношений материализм ориентирован в первую очередь на объект, идеализм - на активность субъекта, а в совокупности их кон-фронтация воспроизводит классическую теоретико-познавательную дилемму: является ли наше знание «отраже¬нием» реальности или нашей субъективной «конструкцией». Вопрос форматируется так: можем ли мы на основании познавательных образов заключать о суще-ствовании и даже свойствах внешнего мира, скрытого за нашими идеями, или мы познаем только наши собственные идеи?

> Материализм исходит из того, что существует неза¬висимый от человеческого созна-ния (и свободный от вся¬кой субъективности вообще) объективный мир, непосред¬ственно «данный» нам в формах чувственного опыта. Идеи нашего сознания представляют собой от-ражение этого мира, возникающее как результат воздействия объектов на органы чувственно-го восприятия. Активная роль в по¬знавательном отношении принадлежит объекту, тогда как субъективной стороне приписываются преимущественно рецептивные функции.

> Идеализм, напротив, исходит из того, что не суще¬ствует никакой совершенно неза-висимой от сознания дей¬ствительности. Человеческое познание в конечном итоге есть вос-произведение в индивидуальном сознании образов и идей, уже имеющихся в содержании не-кого надчелове¬ческого, «мирового сознания» (Бога, Абсолютного Духа и др.). Поэтому, стро-го говоря, нет никакой чистой объек¬тивности, в которой так или иначе не были бы представ-лены субъективные моменты. Активная роль принадлежит здесь субъекту, который формиру-ет образ внешнего мира в соответствии с внутренне присущими ему познавательны¬ми спо-собностями. Этот образ и выступает как единственно доступный человеческому сознанию объект.

> Агностицизм - третья, промежуточная позиция - представляет собой попытку компромисса между крайно¬стями идеализма и материализма. Согласно данной точке зрения существует независимый от сознания мир «вещей в себе», но он недоступен человеческому познанию, которое касается только явлений, т.е. внешних форм обнаружения этого мира.

Общей основой для всех трех позиций является картези¬анский тезис о том, что фунда-ментальное заключение о бы¬тии мы можем сделать только исходя из самодостоверности акта собственного мышления. Или, иными словами, достоверность человеческого знания в конеч-ном итоге опирает¬ся на познание человеком самого себя и своих собственных идей. Если да-же и имеется существующая сама по себе «объективная реальность», то она доступна нам не прямо, а только косвенно, через посредство каузального умозаклю¬чения, издавна известного как онтологический аргумент: раз есть мысль (а она безусловно и самоочевидно есть), то ей непременно должно что-то соответствовать, ведь что-то же породило ее и сделало такой, ка-кова она есть. Про¬блема, таким образом, сводится к тому, чтобы определить, что же пред-ставляет собой это «нечто», которое порождает и «оформляет» наше знание.

> Материалисты предполагают, что таким порожда¬ющим фактором является «мате-рия» как объективная ре¬альность, воздействующая на наши органы чувств и воз¬буждающая в них ощущения, составляющие отправную точку для начала интеллектуального процесса, в свою очередь , порождающего теоретическое знание. Познание понимается при этом как спе-цифический род деятельно¬сти, самым тесным образом связанной с деятельностью предметно-преобразовательной. Деятельность "выступает как опосредующее звено, которое одновремен-но и соединя¬ет, и разделяет субъект и объект.

В процессе познавательной деятельности субъект «пере¬водит» реальный предмет в знание, идею, субъектив¬ную цель.

В процессе практической деятель¬ности субъект, напротив, мате¬риализует (опредмечи-вает) то, что первоначально было чисто субъек¬тивной целью, знанием, проектом.

Для материалиста ведущей стороной познавательного отношения является объект: субъект вторичен по отноше¬нию к объекту, но в то же время оба они существуют само-стоятельно, независимо друг от друга.

Идеалисты, напротив, исходят из приоритетности субъекта: он первичен по отно-шению к объекту, но связь между ними более плотная, чем простое сосуществование. Образуя стороны устойчивого отношения, субъект и объект взаимно предполагают друг друга, немыслимы вне этого от¬ношения; подобно двум полюсам магнита они не существу¬ют обособленно друг от друга.

В самом этом направлении можно выделить две линии:

Объективный идеализм. Он опирается на признание логической природы реальности , познание которой есть воспроизведение в индивидуальном сознании некого раци¬онального проекта, предшествовавшего бытию предметно¬го мира и составляющего его истинную сущ-ность (Платон, Г. Гегель). При этом мышление начинает воспринимать мир как построенный и живущий по законам самого мышления, или, иными словами, полагает в качестве предмета позна¬ния не жизненный, а именно мыслимый мир. В результате то, что не может быть пред-ставлено в форме мысли, «про¬скальзывает» сквозь логические ячейки «категориальной сет-ки» и не попадает в сферу познания. Мышление начи¬нает мыслить не бытие, а самого себя в виде некой субстан¬циализированной сущности - объективированного субъек¬та (Бог, Мировой Дух и др.);

Субъективный идеализм, основной тезис которого «Esse est percipi» означает «Суще-ствовать - значит быть воспринятым». Таким образом, вне субъекта бессмыс¬ленно толковать о бытии; сама мысль о реальности, су¬ществующей независимо от ее чувственного восприятия, внутренне противоречива. С точки зрения представителей данного направления познание всегда опосредовано впе¬чатлениями и идеями, которые принадлежат не внешнему миру, а внутреннему миру субъекта. В таком случае оста¬ется неясным, как идеи и образы, целиком относящиеся к внутреннему (психическому) миру человека, могут быть источником достоверного знания о мире, находящемся за пределами сознания.

Указанные трудности приводят к мысли о пересмотре самих фундамен¬тальных основ новоевропейской гносеологической традиции. Возникает стремление восстановить досокра-товскую модель познавательного отно¬шения. Мартин Хайдеггер предлагает уйти от традици-онного противопо¬ставления субъекта и объекта и вернуться к парменидовской непосредствен¬ности, нерасчлененности бытия и мышления, чтобы перейти от «мышления о бытии» к «мышлению бытия».

Экзистенциально-феноменологическая философия не разделяет бытие на противопо-ставленные друг другу субъект и объект, поэтому в новой традиции, когда речь идет о субъ-екте, имеется в виду, скорее, субъективность, которая пони¬мается как неотъемлемая принад-лежность всякого события, происходящего в мире. Субъективность не имеет субстанци-ального характера и не противопоставлена остальному миру, поэтому субъект экзистенциаль-но-феноменологической фи¬лософии - это не человек, не человеческое тело, душа или чело-веческое сообщество, но это и не чистая абстракция, по¬добная трансцендентальному субъекту классической фило¬софии. Субъект не рассматривается здесь как некая само¬стоятельная сущ-ность, составляющая какую-то, пусть даже очень специфическую, часть мира, поскольку мир и жизнь суть одно: «Я» - это и есть мой мир.

Усилия классической гносеологии были направлены на то, чтобы одновременно уви-деть обе стороны познава¬тельного отношения: и познаваемый объект, и познающе¬го субъек-та. Философы, мыслящие в русле классической традиции, пытались взглянуть на это отноше-ние как бы со стороны, с позиции беспристрастного свидетеля, чтобы зафиксировать совпадение или несовпадение объекта и его субъективного образа. Но где в мире может быть обнару¬жен такой «третий глаз», который мог бы одновременно видеть и наблюдаемое, и наблюдателя? Мы видим глазом, но при этом мы не видим самого глаза; ели же мы начнем рассматривать глаз, мы ничего не увидим им. Подобно тому как глаз не принадлежит к совокупности видимого, субъек¬тивность не принадлежит к миру. Она представляет, скорее, границу мира, а не его часть. Эта граница проходит между объективной и субъективной сторонами непосредственного бытия, разделяя их как «бытие-в-себе» и «бытие-для-себя» (Ж.-П. Сартр).

Отношение этих сторон несимметрично. «Бытие-для-себя» (сознание) лишено какой бы то ни было сущностной предопределенности, абсолютно пусто, «прозрачно», а по¬тому совершенно открыто как для внешнего мира, так и для самого себя. Оно представляет собой «разрыв» в «бытии-в-себе», абсолютное ничто, которое, будучи лишено соб¬ственного содер-жания, постоянно нуждается в наполне¬нии. Именно благодаря своей абсолютной «прозрачности» сознание выпадает из сферы действия всех каузальных за¬висимостей и может рассматриваться как абсолютная сво¬бода. Сознание - это не просто пустота, наполняемая из¬вне, а особого рода бытие - центр свободной, деятельной субъективности.

Все, проникающее в сознание извне, со стороны «бытия в-себе», не определяет содер-жательные аспекты деятельно¬сти самого сознания, а служит для него лишь своеобразным по-водом, опорной точкой, отталкиваясь от которой созна¬ние разворачивает свою собственную свободную актив¬ность. Поскольку же содержание этой активности ничем не задано ни извне, ни изнутри, она выражается прежде всего в чистой негации - отрицании зависимости субъек-та от всех обстоятельств мира внешнего, а равным образом и внутреннего. Согласно Сартру, существо свободы со¬знания (субъекта) составляет именно отрицание какой бы то ни было предопределенности. Так формируется новая концепция субъективности, существенно отличающаяся от традиционной.

9.2. Субъект познания (основные концепции)

Под субъектом в самом широком смысле понимается носитель сознания, включая ин-теллект, волю, ценностные ориентации, способность к целенаправленной деятельности. Субъект - вовсе не обязательно физическое лицо. Суще¬ствуют разные «модели» субъекта: от отдельного человека до «универсального субъекта», выступающего в виде коллек¬тивного бессознательного, Абсолютного Духа или Бога.

С самого возникновения философии и на Западе, и на Востоке говорится о наличии в человеческом созна¬нии несводимых друг к другу познавательных способно¬стей (чувствен-ность, рассудок, разум, память, воображение, интуиция и др.). Задача теории познания состо-яла в том, чтобы раскрыть суть этих способностей и понять меха¬низм взаимосвязи. Таким об-разом, основной темой теории познания становится исследование не столько логики по-строения теоретического знания, сколько логики «функци¬онирования» интеллекта, осуществляющего познаватель¬ную деятельность, - логика теории выступает здесь как про-изводная от структуры и функций познающего субъек¬та. Признание субъекта в качестве центра познавательной активности предполагает, что все познаваемое составляет периферию сферы познания и обретает смысл только че¬рез отнесенность к этому центру. С данной точки зрения познать предмет - значит определить его по отношению к субъекту в качестве цели, обстоятельства, средства, ору¬дия, знака и др.

Джон Локк в своём утверждении затрагивает проблему трудности постижения истины. Он говорит о том, чтобы получить наиболее достоверное знание, нужно затратить много сил и преодолеть множество преград.

Для того, чтобы рассуждать о данной проблеме, я считаю необходимым обратиться к термину и основным положениям истины. Истина – это знания, соответствующие предмету познания. Основными её критериями являются соответствие законам логики, простота, экономичность формы, подтверждение на практике. Истина подразделяется на абсолютную (несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание) и относительную (неполное, неточное знание, соответствующее определённому этапу развития общества). Конечной целью любого познания является получение истины, но её достижение – весьма непростой процесс, о чём и говорил Джон Локк. И я не могу с ним не согласиться, ведь возможности познания зависят от исторических условий своего времени и уровня развития культуры, производства, имеющихся средств наблюдения и экспериментов. На каждом этапе познавательной деятельности мы получаем неполные, невечные знания, но по мере их пополнения одни относительные истины сменяются другими, более полными.

В качестве аргумента хочу привести историю развития представлений о Солнечной системе. Первые представления о мироздании были очень наивными: раньше думали, что существует «твердь небесная», к которой прикреплены звёзды, а Землю принимали за недвижимый центр мироздания. Аристотель позже считал, что все небесные тела движутся по идеальной круговой траектории, но Землю всё ещё считал центром Вселенной. Аристотелевская система мира сохранилась до эпохи Коперника, совершившего переворот в естествознании, когда разработал гелиоцентрическую систему мира. Космологию Коперника развивал Джордано Бруно, отстаивая концепцию о бесконечности Вселенной. Учение Коперника позже подтвердили и развивали Галилео Галилей, Иоганн Кеплер: открывший законы движения планет, после Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, обосновал теорию движения небесных тел, а затем М.В. Ломоносов, открывший атмосферу у Венеры. Так, знание формировалось от более примитивного до более сложного и достоверного.

Историю микробиологии описывает Поль де Крюи в своей книге «Охотники за микробами». Он в лёгкой манере рассказывает об открытиях микробиологии с XVII века до начала XX. Данный пример из литературы нам хорошо показывает, что поиск крупиц истины, отдельный знаний о предмете изучения может затянуться на века. Автор, уделяя внимание процессу упорных трудов учёных, посвятивших жизнь научным поискам и открытиям, нам хорошо показывает, как это бывает нелегко. Эти великие открытия создали основы борьбы с инфекционными болезнями и сохранили человечеству многие миллионы жизней.

Таким образом, за истинным знанием всегда стоит долгие размышления и упорный труд. Стремление к обретению истины всегда было главным двигателем развития человечества.

Статьи по теме