Главное меню

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p435126/www/sch24kovrov.ru/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p435126/www/sch24kovrov.ru/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p435126/www/sch24kovrov.ru/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

НОВОЕ МЕНЮ

8 ноября 2012г. в школе прошел педсовет по теме Культурная компетенция учащихся  -  залог успешной социализации

 

«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить»

А. Дистервег

Давайте сначала определим что такое «компетенция».

Компетенция (терминология ФГОС)

1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;

2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Компетентность

Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную, компетенции в сфере личностного самоопределения и др.

Компетенция понимается  как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения  в условиях неопределенности и реализовывать их.

Напомним, что  в концепции новых госстандартов образовательные результаты понимаются как достижения общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося. Именно поэтому  ключевой компетенцией следует считать способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ — совокупность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира, способностью ориентироваться в пространстве культуры.

Культурная компетенция – это способность к личностному росту путем непрерывного изучения и хорошего понимания различного культурного наследия, мудрости и культурных ценностей, а также умение эффективно общаться и взаимодействовать с людьми, принадлежащим к различным культурным группам.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,                высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

«Портрет выпускника основной школы»:

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ так трактует образ выпускника школы:

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Мы живем в условиях быстро меняющегося мира и особых социально-экономических отношений, где успех на рынке труда зависит от конкурентоспособности личности. Выпускник школы не только должен обладать знаниями, составляющими целостную картину мира, но, что особенно важно, должен иметь сформированные ключевые компетенции, которые помогут ему успешно самореализоваться во взрослой жизни, самостоятельно приобретать и развивать умения и навыки, осваивать новые технологии.

Конкурентоспособность выпускника

Совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения его успешной социализации.

Выполняя социальный заказ общества,  современная школа желает видеть своего выпускника как личность высокой культуры, образованного, отвечающего социальным запросам меняющегося общества.

Культурная компетенция  результат интеграции различных процессов:

- Социальное образование, в ходе которого дети выполняют социализирующие личность проекты (милосердие, благотворительность, волонтерство и т.д.). Включение школьников в эту деятельность имеет не только огромное ценностнообразующее значение, но и прямой эффект влияния на социальное выздоровление общества. Школьник, получающий устойчивый (не разовый) результат от такой деятельности, получает очень мощное гражданское воспитание.

- Культурное образование формирует в большей мере навыки устойчивого участия в деятельности культурной среды, воспитывает собственно гуманитарную культуру.

- Духовное образование через знакомство с жизнью замечательных людей, историей культур и религий, с применением проектных форм самостоятельной работы учащихся способно оказать существенное положительное воздействие на духовное формирование личности.

- Поликультурное образование-  воспитание толерантности – терпимости к ценностям других обществ (цивилизаций), а также, и особенно, к культурам отдельных групп.

- Нравственное образование. Формирование устойчивой веры в такие ценности, как  -  необходимость всегда говорить правду, выполнять данное обещание, слово, клятву, присягу, быть честным во всем и всегда уважать права и собственность других, быть трудолюбивым и бережливым, воспитывать в себе самоуважение и самодисциплину, быть готовым отвечать за себя и за свои действия, быть правопослушным, чтить своих родителей, уважать старших, вести себя воспитанно по отношению к другим, помогать слабым, быть милосердным, отзывчивым и добрым

- Патриотическое воспитание и образование. Из всех деятельностей эта – наиболее сложная и дающая сегодня не слишком большой результат. Патриотическое воспитание и образование – едва ли не главная проблема для всего ценностного состояния современной России. Здесь речь идет о воспитании чувства, а не о формировании представлений.  Начинается эта деятельность с формирования привязанности к своему дому, двору, своей улице, своему городу, то есть к своим «самым малым родинам». А уже от них переходить к «большой», к Отечеству.

От сформированности культурной компетенции зависит процесс социализации человека в обществе. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социальная успешность создаётся интегральными действиями. Для выпускников школы перспектива социальной успешности зависит от  качества деятельности образовательного учреждения, образовательной активности семьи, мотивов и способностей самого ученика, возможностей среды, в которой идёт процесс социализации. Ответственность за социальную успешность воспитанников принимают на себя образовательные учреждения, следовательно, школа «по умолчанию» становится субъектом социальной ответственности.

В соответствии со Стандартом необходимо формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, а это:

патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. Базовые ценности  направлены  на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.

О влиянии уклада жизни школы на эффективность процесса писал ещё Василий Александрович Сухомлинский: «Весь уклад жизни у нас продуман так, что ученик на каждом шагу соприкасается с ценностями, принадлежащими коллективу».

Таким образом, школьный уклад выступает в роли воспитывающей среды, совокупности окружающих ребенка социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Интересный вывод делает Андрей Николаевич  Басов: «… успешность или неуспешность социального закаливания зависит от особенностей школьной среды, в которой происходит социальное взросление учащихся… Среда, обладая определенной принуждающей силой, игрой своих стихий, многообразием ниш и видов деятельности, создает для ребенка возможности следовать некими коридорами, требующими овладения и реализации соответствующих наборов социальных действий, включающими в разнообразные варианты взаимодействия».

Необходимые  аспекты уклада школьной жизни для формирования культурной компетенции:

 

ü  Образовательная среда– формирование УУД в классно-урочной системе через организацию учебного диалога, создание комфортных и безопасных условий для организации образовательного процесса.

Павлова Елена Михайловна «Формирование культурной компетенции в классно-урочной системе»

ü  Самоуправление– организация ученического самоуправления и обеспечение активного проживания школьной жизни, реальное участие учеников в управлении школой, формирование чувства гордости и ответственности за свою школу.

Денисова С.М. « РМИД как способ формирования культурной компетенции учащихся»

Егорова Е.Н. «Ученическое самоуправление в 3а классе как средство формирования культурной компетенции»

Евсеева Л.А. «Самоуправление как средство формирования культурной компетенции при переходе в среднее звено»

ü  Субъекты образовательного процесса - взаимодействие  учащихся, их семей с педагогами,  социальными и профессиональными группами, административными институтами и институтами гражданского общества, создание организационных условий для свободного участия учащихся в общественных школьных и внешкольных объединениях, развитие социальных компетенций, обеспечение реального участия родителей в школьной жизни.

ü  Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся
Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Белова И.Ю. Формирование культурной компетенции через внеурочную деятельность.

ü  Социально – психологическая служба - модернизация системы социально-психологического сопровождения, организация  психолого-педагогического просвещения педагогов, учащихся, родителей, и оказания им помощи.

Психологи: Мониторинг по работе с родителями по формированию у школьников успешной социализации.

 

ü  Проектная деятельность– использование проектирования как СРЕДСТВА в учебно-воспитательном процессе позволяет учащимся не просто усвоить готовые знания, а становиться субъектами информационного обмена с окружающими, развивать проектное воображение, мышление, способы действий и коммуникативную культуру. Организуя проектную деятельность учащихся необходимо учитывать информационный запрос со стороны обучаемых или создавать ситуации «провоцирования», чтобы у ребят появилась реакция, интерес к данному виду деятельности.

Дневник проектной деятельности

1.Диагностика проблемы (обоснование , почему избрана данная проблема)

2.Тема проекта, цель, гипотеза, задачи.

3.План проектной деятельности (у каждого свое направление исследования в общей теме)

4.Поиск информации по проектируемой проблеме:

  • Характеристика понятий
  • Список литературы по исследуемому направлению
  • Сайты Интернета и др.источники

5.Оформление проекта в виде: научного доклада, реферата, макета, схемы, таблицы, дидактического материала к учебной дисциплине, классной (школьной) газета,  сценария досуга, праздника, журналов экологического состояния школьного пространства, комфортности образовательной среды, взаимоотношений старших и младших в условиях ОУ.

6.Презентация. Включает предварительную предзащиту проекта.

7.Реализация проекта, где

  • участие в школьном, городском, региональном, всероссийском уровне
  • публикация, где: в школьных, региональных, всероссийских СМИ
  • организация праздника, досуга, театрализованного представления, экскурсии и др.

8.Рефлексия. Анализ и самоанализ проектной деятельности: что удалось? Что не удалось? Причины неудач? Как сотрудничали в команде? Самооценка.

Таким образом, необходимо создать такой уклад школьной жизни, который будет выступать фактором социального развития ребенка, формирования его культурной компетенции в силу того, что будет  разворачивать перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и естественно входить в контекст современной ребенку культуры, т.е. успешно социализироваться.

 

Проект решения педсовета:

  1. 1. Продолжить развивать, совершенствовать культурную компетенцию учащихся через разнообразные формы.
  2. 2. Усилить работу с родительской общественностью в направлении активизации их осознанного совместного участия в повышении культурной компетенции учащихся.
  3. 3. Распространить опыт работы выступивших на педагогическом совете коллег на все классные коллективы двух зданий школы.
  4. 4. Выработать системные принципы организации работы по формированию культурной компетенции учащихся и внедрить их в текущем и следующем учебном году в воспитательную и образовательную систему школы.
  5. 5. Определить постоянные формы и методику работы социально-психолого-педагогической службы школы в целях обеспечения положительной динамики социализации каждого классного коллектива и каждого учащегося.

Включить в Научное общество учащихся (НОУ) одним из направлений деятельности – социальное проектирование. Организовать отдельную секцию НОУ для презентации работ по социальному проектированию на научной конференции учащихся в апреле 2013года.