Главное меню

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p435126/www/sch24kovrov.ru/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p435126/www/sch24kovrov.ru/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p435126/www/sch24kovrov.ru/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

НОВОЕ МЕНЮ

Цель современного образования, рассматриваемая в рамках гуманистической парадигмы, состоит в создании педагогической среды, обеспечивающей обогащение субъектно-личностного опыта школьника.            Концепция модернизации  Российского образования на период до 2010 года  конкретизирует эту цель, определяя в качестве основной задачи школы  не только освоение учеником определенного объема знаний, но и формирование общеучебных умений  и навыков, способов самостоятельной деятельности,  навыков  социальной  направленности.

скачать полную версию

Программа опытно-экспериментальной работы

общеобразовательной средней школы №24 г. Коврова

по теме «Формирование  общеучебных  умений  и  навыков,  навыков  социальной  направленности  через  включение  учащихся  в  проектную  деятельность».

Цель современного образования, рассматриваемая в рамках гуманистической парадигмы, состоит в создании педагогической среды, обеспечивающей обогащение субъектно-личностного опыта школьника.            Концепция модернизации  Российского образования на период до 2010 года  конкретизирует эту цель, определяя в качестве основной задачи школы  не только освоение учеником определенного объема знаний, но и формирование общеучебных умений  и навыков, способов самостоятельной деятельности,  навыков  социальной  направленности.  В процессе обучения учащиеся могут получить навыки поиска требуемой информации, ее систематизации, хранения, применения в своей деятельности, овладеть умениями самостоятельно находить решение проблем, выступать как источники личностного профессионального опыта в ходе реализации индивидуальных проектов, конструировать собственное новое знание на основе имеющегося опыта и.т.д.

Решить данную задачу может планомерная работа школы по организации тематического обучения и проектной деятельности с учащимися в режиме интерактивного обучения, обучения, основанного на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, имеющих интеллектуальную автономность ( интеллектуальная автономность – умение конструировать собственное знание на основе предыдущего опыта и тех коммуникаций, которые осуществлялись в процессе наращивания этого знания  (Жан Жак),  а  также  обучения,  основанного на прямом  взаимодействии учащихся с учебным окружением (учебной предметно-развивающей средой) (М.В. Кларин).

Грамотное взаимодействие учащихся возможно при использовании интерактивных методов (дискуссия, полилог, мозговой штурм, синтез идей, сократический метод, общий групповой исследовательский проект и  т.д.) и интерактивных форм организации учебного процесса (статичные пары и группы, пары сменного состава, мигрирующие группы и др.), основанных на принципах интерактивного обучения.

1) Опора на опыт учащихся  и  преобразование имеющегося опыта.

2) Активность обучаемых ( взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной).

3). Позиция учителя -  консультант – фасилитатор (помощник).

Работая в позиции консультанта - фасилитатора ( помощника), учитель должен будет отказаться от позиции лектора-эксперта (излагающего материал) в пользу первой. Особая роль (позиция) преподавателя оказывает влияние на изменение форм и методов взаимодействия с учащимися.  В отличие от группового используется коллективный способ обучения В.К.Дьяченко, идеи сочетательного диалога А.Г.Ривина. Более того, особое внимание обращается на создание творческих групп на основе компенсаторных возможностей.

Следовательно, для формирования общеучебных  умений  и навыков, способов самостоятельной деятельности,  навыков  социальной  направленности важно, чтобы школьники осуществляли проектно - исследовательскую деятельность в режиме интерактивного обучения, что, в свою очередь, определяет необходимость разработки системы специальных разноуровневых текстов и заданий для  карточек - посредников, определяющих взаимодействие в учебном процессе.

Таким образом, актуальность темы  «Формированиек  общеучебных  умений  и  навыков,  навыков  социальной  направленности  через  включение  учащихся  в  проектную  деятельность»  обусловлена рядом противоречий:

-    между объективной потребностью современного общества в формировании у школьника не только предметных знаний, умений, навыков, но и общеучебных умений  и навыков, способов самостоятельной деятельности,  навыков  социальной  направленности для успешного развития личности и её функционирования в обществе и слабой разработанностью методического обеспечения  в  решении  данной  проблемы;

-   между достигнутым в педагогике и психологии высоким уровнем  теоретических знаний об организации работы по формированию общеучебных умений  и навыков, способов самостоятельной деятельности, навыков социальной  направленности  и недостаточной реализацией данного потенциала в практике обучения и воспитания;

-   между потребностью практики в осуществлении мониторинга процесса формирования у учащихся способов самостоятельной деятельности  и  навыков  социальной  направленности  и отсутствием на сегодня в педагогике психолого-педагогических инструментов, по которым можно было бы это сделать.

 

С учетом указанных противоречий была сформулирована проблема опытно-экспериментальной работы:  каковы основные педагогические условия, необходимые для формирования общеучебных умений  и навыков, способов самостоятельной деятельности,  навыков  социальной  направленности?

Актуальность проблемы и ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему опытно-экспериментальной работы  «Формирование  общеучебных  умений  и  навыков,  навыков  социальной  направленности  через  включение  учащихся  в  проектную  деятельность».

Объектом исследования является учебный процесс  и  внеклассная  деятельность  учащихся, ориентированные на формирование общеучебных умений  и навыков, способов самостоятельной деятельности,  навыков  социальной  направленности. Предметом исследования – элементы интерактивной образовательной технологии на основе проектной деятельности учащихся

Цель исследования – определение и научное обоснование комплекса педагогических условий, которые обеспечат на высоком уровне формирование у учащихся средней школы системы общеучебных умений  и  навыков, способов самостоятельной  деятельности,  навыков  социальной  направленности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что разработка и реализация элементов интерактивной образовательной технологии на основе проектной деятельности учащихся  обеспечит на высоком уровне формирование у учащихся средней школы системы общеучебных умений  и навыков, способов самостоятельной деятельности,  навыков  социальной  направленности,  если:

-   предметное содержание ведущих учебных дисциплин  и  внеклассная  деятельность  учащихся   будут носить поисково- исследовательский характер на основе проектной деятельности;

-   организация учебного  и  воспитательного  процесса в классе будет иметь баланс между индивидуальными и коллективными формами интерактивного обучения, опираясь на разные формы учебного сотрудничества;

_  при организации внешнего контроля за деятельностью учащихся со стороны     взрослых (администрация школы, учителя и родители) будут разработаны специальные задания по отслеживанию общеучебных умений и навыков, способов самостоятельной деятельности,  навыков  социальной  направленности в рамках предметного и межпредметного учебного материала.

 

Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили этапы исследования и потребовали решения ряда взаимосвязанных задач.

Основные этапы и задачи исследования

I. Аналитический этап (подготовительный) На этом этапе работа направлена на

- изучение теоретических основ к определению понятий проектной деятельности и интерактивного обучения,

-  на анализ опыта школы по организации проектной деятельности и применению групповых форм организации учебного процесса  и  внеклассной  деятельности  учащихся.

На  данном  этапе будет                                                                                                     - определен состав общеучебных умений  и навыков,  навыков  социальной  направленности, подлежащих формированию;                                                                    - определены основные принципы отбора содержания учебных текстов заданий, формы и методы их применения;

- разработан пакет диагностических методик по определению уровня    сформированности способов деятельности, общеучебных умений  и навыков,  навыков  социальной  направленности;

-  осуществлена первичная диагностика учащихся;

-   работа с кадрами.

Организационный этап (часть подготовительного) направлен на:

- разработку содержания специальных учебных текстов и заданий, обеспечивающих формирование общеучебных умений  и  навыков,  навыков  социальной  направленности,

- разработку содержания различных видов уроков и проектов в режиме интерактивного обучения,

-   разработку плана опытно-экспериментальной работы.

II.    Формирующий   этап включает в себя:

-  апробацию разработанных специальных учебных текстов и заданий, методов и форм их применения;

-   промежуточную диагностику учащихся;

-   анализ результатов диагностики;

-  корректировку и редактирование апробированных текстов и заданий, отбор наиболее оптимальных методов и форм их использования с целью формирования у учащихся общеучебных умений  и навыков, способов самостоятельной деятельности,  навыков  социальной  направленности;

-    создание Банка специальных заданий  для карточек- посредников.

III. Обобщающий этап (экспериментальный). Анализ и обобщение полученных в ходе эксперимента данных, на основе которых определяется комплекс педагогических условий, при которых разработка и реализация элементов интерактивной образовательной технологии на основе проектной деятельности учащихся  обеспечит на высоком уровне формирование общеучебных умений  и навыков,  способов  самостоятельной  деятельности,  навыков  социальной  направленности. Комплекс включает в себя: различные виды уроков,  социальных  проектов, с использованием интерактивных методов и форм, систему специальных заданий, комплект диагностических методик