Главное меню

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p435126/www/sch24kovrov.ru/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p435126/www/sch24kovrov.ru/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p435126/www/sch24kovrov.ru/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

НОВОЕ МЕНЮ

В 2009 году произошло объединение школ №7 и №24 города Коврова,и сейчас 7 школа включена в состав 24.

1. История школы № 7

1.1 Основание школы

По приказу ГОРОНО № 44 20 августа 1936 года была открыта неполная средняя школа № 13[1]. Для нашего города открытие школы стало настоящим событием. 1сентября 1936г. наша школа приняла первых учеников. По первоначальным сведениям, школа была мужской. Но, основываясь на воспоминаниях очевидцев, можно утверждать, что в школе до войны обучались и мальчики и девочки. Открытие школы происходило торжественно, в присутствии большого количества родителей и просто горожан.

Жизнь школы во многом зависит от самого главного человека в школе - директора. Первым директором школы-новостройки был назначен Бормотов Сергей Иванович. Сергей Иванович  родился в 1898г. «Сергей Иванович прошел большой трудовой путь, вложил много сил в развитии народного просвещения. Свою трудовую деятельность начал в 1919г. Он заведовал детскими домами и коммунами Ковровского района»[2].(1) С 1924 по 1942гг. работал заведующим учебной частью школы ФЗУ,  затем учителем школы №2, в 1936 г. был назначен  директором школы №13 (в последующем школы №7). Он руководил школой до??????[3]

В последующее время руководителями школы являлись:

-  Кутузов Владимир Иванович (начало 60-х - конец 70-х гг.),

-  Зеленов Александр Николаевич (конец 70-х - 1982 гг.).

С 1 декабря 1982 года по август 2009г. директором школы была Алевтина Васильевна Цыганова.

В 2009 году произошло объединение школ №7 и № 24.

Теперь школа функционирует в двух зданиях: на улице Циолковского и ул. Лопатина.  Директором  объединенных школ с 2009г. по 2011гг. была Смирнова Антонина Яковлевна. С 2011 г. директором является Воробьева Лариса Владимировна.

Первых педагогов  в нашей школе было всего 9:

Давыдов Николай Федорович

Скобенников Сергей Васильевич

Арефков Валентин Иванович

Заичкина Анна Андреевна

Дмитровская Елизавета Ивановна

Петров Константин Петрович

Казаков Петр Корнилович

Пресняков Иван Григорьевич

Бормотова Анна Ивановна

В школу была назначена и первая пионервожатая -  Шабарина Юля.

4 июля 1937 года приказом ГОРОНО школа № 13 получила другую нумерацию и стала школой № 7.

О предвоенных годах, к сожалению, известно очень мало.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Школа в годы Великой Отечественной войны

 

С началом Великой Отечественной войны для нашей страны начались тяжелые времена. Вместе со всей страной была и наша школа. 25 октября 1941 года ГОРОНО было принято решение об объединении школ № 14 и № 7 для создания госпиталей, а также о сокращении штатов. Первоначально госпиталь был открыт в школе № 14, а с ноября 1941 г. по 1942 г. госпиталь № 2991 размещался в нашей школе. Многие учителя, пионервожатые, директора по призыву партии были мобилизованы в ряды РККА и отправлены на фронт. С первых же дней войны школа развернула широкую общественную деятельность. Продолжались занятия, было  организовано бесплатное питание для учащихся. Один раз в неделю проводились военные занятия, учителя направлялись в фельдшерские школы. Дисциплина была строжайшая. На высокий уровень была поставлена и трудовая деятельность. В 1944г. наша школа получила участок в 2 гектара, который засеивался картофелем и просом. После уроков дети  и учителя ухаживали за участком.

Сегодняшним школьникам трудно представить, как жили и учились их сверстники в годы войны. В многочисленных устных и письменных воспоминаниях о тех годах главной темой является описание постоянного чувства голода. Ведь месячная стипендия учащегося техникума была 90 рублей, а мешок картошки стоил 300-400 рублей. Картофельные очистки не выбрасывались, а прокручивались через мясорубку и из них выпекались «котлеты», называемые «тошнотиками». В войну поизносилась купленная ранее одежда, а новую достать было практически невозможно. Писали школьники в книгах, газетах между строк. Нехитрый школьный набор носили в матерчатых сумках. Городские отделы народного образования, по возможности, обеспечивали учащихся бесплатным питанием. На пришкольном участке рекомендовали сажать овощи и картофель.

К сожалению, о судьбах первых учителей, выпускников предвоенных лет известно немного. Мы знаем, что 14 марта 1942г. директор школы Сергей Иванович Бормотов был  мобилизован на фронт. С 14 марта 1942 года директором школы стала Девяткина В.В., а завучем - Яворский И.М.

С 1942 по 1944 года Сергей Иванович - участник Великой Отечественной войны. За заслуги перед Родиной  он был награжден орденом «Знак Почета» и девятью медалями. Вероятно, многие учителя, пионервожатые, недавние выпускники были призваны в ряды Красной Армии  или в числе добровольцев отправились на фронт. По-другому и быть не могло. Весь советский народ поднялся на защиту нашей Родины.

Среди выпускников школы добровольцем на фронт ушла Коняева (Зубкова) Александра Васильевна.

 

1.3 Александра Васильевна Зубкова –

выпускница школы и   участница Великой Отечественной войны

Познакомиться с Александрой Васильевной Зубковой, нам помог случай. В Ковровской газете «Эхо недели» была опубликована статья об этой удивительной женщине. А беседа с Жуковой Галиной Васильевной (методистом туристско-краеведческого направления ДДТ), убедила нас, что мы обязательно должны встретиться с ней.   Перед войной, в 1937 году, Александра Васильевна закончила нашу школу! Нам интересно было узнать о предвоенных годах, о жизни и событиях в школе, и конечно о судьбе Александры Васильевны, и возможно, о судьбах учителей и  выпускников школы.

Родилась Александра Васильевна Зубкова (Коняева) 8 марта 1923г. в г.Коврове, в семье рабочих. Семья проживала в небольшом домике на улице Кирова (сейчас его уже нет, построен многоэтажный дом). Родители работали на заводе им. Киркижа. В семь лет Александра пошла в школу.

Это была старая, деревянная школа у железнодорожного моста. Там и проучилась Александра 6 лет. Ходить было далеко, транспорта не было.

Радостным событием стало строительство новой школы №7. Туда и были переведены учащиеся железнодорожной  школы. Запомнилось Александре Васильевне, что школа была уютная, небольшая, а главное ходить было в 2 раза ближе. Запомнился ей и директор - Бормотов Сергей Иванович, строгий и требовательный.  Проучилась Александра Васильевна в нашей школе всего один год. К сожалению ни фотографии выпускного класса 1937г., ни документы об окончании школы не сохранились (были утеряны во время переезда). После окончания семилетней школы, Александра, как и мечтала в детстве, поступила в Ковровское медицинское училище на фельдшерское отделение. Об окончании медицинского училища есть отметки в военном билете Александры Васильевны. Но другие документы  той далекой поры тоже не сохранились. В 1940 году Александра окончила медицинское  училище по специальности фельдшер-акушер. Получила распределение в Казахстан, в  г. Караганда. Там и встретила Александра начало Великой Отечественной войны. 18- летняя девушка одной из первых оказалась в действующей армии. Александра Васильевна была приписана в первые дни войны к одному из воинских эшелонов, вывозивших раненых. Сопровождение эшелонов было  смертельно опасным заданием. Немецкая авиация господствовала в воздухе, обстрелы и бомбежки следовали одни за другими. Огромный поток раненых, постоянные перевязки, операции на ходу, движущегося поезда. Времени на отдых не было. Тяжелый, неимоверный труд хрупких девушек. За считанные недели военный фельдшер Александра Коняева получила огромный опыт. Но, как, и все сверстницы, Александра мечтала попасть добровольцем  на фронт. Подав рапорт, ждала ответ. В феврале 1942года  Александра была направлена под Сталинград, где разворачивалась грандиозная битва. Её должность - фельдшер санитарной роты 967 стрелкового полка 273 стрелковой дивизии Степного фронта (из записей военного билета). Эшелон прибыл на станцию Иловля,  под Сталинградом. «До Сталинграда было еще далеко. Полк получил приказ занять предписанный рубеж. Передвигаться днем было невозможно», - вспоминает Александра Васильевна – «Приходилось дожидаться темноты. Немцы постоянно обстреливали с воздуха. Были уже и первые потери…Шли всю ночь, утром были на месте. Отдохнуть нельзя - немцы близко. Стали рыть окопы, на это ушло два дня. А на третий день наш полк вступил в бой. Постоянные обстрелы, бомбежки, свист падающих бомб, снарядов. Сразу стали поступать раненые. Медсанрота полка располагалась в 1-2 км от передовой»[4]. Задача медсестер: оказать первую необходимую помощь.

На каждого раненого оформлялась особая карта передового района:

«Фамилия, Имя, Отчество, указывалась тяжесть ранения (красной, желтой, зеленой полосой)». Затем раненые направлялись в медсанбат (5-6 км, от линии фронта), там оказывалась необходимая помощь. При тяжелом ранении раненые отправлялись во фронтовой госпиталь(10-20 км, от линии фронта), либо в тыл. Нередко приходилось уже после окончания боя собирать раненых с места боя.

«Однажды,- вспоминает Александра Васильевна - ночью, обходя место сражения, мы с врачом наткнулись на немецкий пост (расстояние между немецкими и нашими позициями  нередко были всего в 2-3 км.). Немцы открыли огонь, а нас спасла огромная воронка от снаряда. Потом, переждав  обстрел, вернулись обратно»[5].

В полевых условиях медикам приходилось очень нелегко. Если не требовалась операции, накладывали шины, перевязки, стоя на коленях. Отдыхали по три- четыре часа по очереди. Так всегда: и днем и ночью.

Отдыхать в редкие часы приходилось прямо на земле или в окопе, подложив под голову каску: и осенью и зимой. Ожесточенные бои продолжались в течение нескольких месяцев. К середине ноября 1942г. советские войска остановили группировку противника. Были созданы условия для перехода Красной Армии в контрнаступление. 19 ноября 1942г. наши войска перешли  в контрнаступление, возобновились тяжелые бои. «Раненых было очень много, - вспоминает Александра Васильевна.- Особенно запомнился бой за взятие высоты №106 у  деревни. За двое суток штурма высотки погибло около 15 тысяч человек…»[6].

Продолжались упорные сражения. В конце ноября 1942г. в окружение попали основные силы немецких войск.  Немецким войскам было предложено сдаться. После отказа от капитуляции, советские войска приступили к ликвидации окруженной группировки противника.

Стрелковая дивизия №273 в результате огромных потерь была отправлена на отдых и переформирование под г. Воронеж, с. Отрожки.  За  мужество и героизм солдат в Сталинградской битве, 273 стрелковая дивизия получила звание гвардейской. Зубкова Александра Васильевна получила медаль «За оборону Сталинграда», а также  краткосрочный отпуск на 5 суток. На попутных машинах добралась до Москвы, потом на поезде до Коврова. «Родители не поверили своим глазам, - вспоминает Александра Васильевна.- Дочка: живая и здоровая! Требовалось срочно избавиться от вшей. Папа намазал голову керосином. Когда насекомые погибли, счесали их частым гребешком. Родители уложили меня спать, и я проспала целые сутки».

Дома пробыть пришлось совсем немного. Трое суток ушло на дорогу. Затем снова  до Москвы и поездом до Воронежа. Опоздать было нельзя. Законы военного времени. За просрочку можно было попасть под трибунал. Здесь под Воронежем Александра Васильевна познакомилась со своим будущим мужем офицером-артиллеристом Константином Ивановичем Зубковым. Расписались быстро, по-фронтовому, с занесением в личное дело.  После переформирования дивизии, Александра Васильевна с мая 1943г. по февраль 1944г. воевала в составе санроты 28 отдельного дорожно-эксплуатационного батальона  2-го Украинского фронта. Вместе с мужем отправились на Курскую дугу. Задачами батальона было наведение переправ, мостов, обеспечение  подходящих войск. Запомнились непрерывные бомбежки, ожесточенные бои, ведь батальон шел впереди основной группы войск.  Александра Васильевна уже ассистировала на сложных операциях, нередко приходилось работать наравне с врачами. Заканчивали с одной партией раненых, принимали другую, и все начиналось сначала. Не хватало инструментов, перевязочных материалов, обычной питьевой воды. Нередко приходилось и голодать. Полевые кухни отставали, довольствовались сухарями.

Жестокие бои на Курской дуге закончились полным разгромом немецких дивизий. Были освобождены города Орел, Белгород, Харьков и др. Войска 2-го Украинского фронта  вели напряженные бои  на среднем течении Днепра. В начале марта 1944г. 1, 2, 3-й Украинские фронты начали наступление на широком участке от Луцка до устья Днепра. Были освобождены города Тернополь, Винница, Черновцы  др.

Александра Васильевна участвовала в освобождении Молдавии, Украины.  26 марта 1944года войска 2-го Украинского фронта вступили на территорию Румынии. Началось освобождение европейских стран. С  января 1945г. Зубкова А.В. (старшая операционная медсестра, а затем старший фельдшер) была переведена в медсанроту 303-го отдельного батальона связи  6-го артиллерийского корпуса прорыва Резерва Главного Командования 1-го Белорусского фронта. Вместе с войсками 1-го Белорусского штурмовала Варшаву. За  проявленное мужество Зубкова А.В. награждена медалью «За освобождение Варшавы». 29 января 1945г. войска 1-го Белорусского фронта вступили на территорию Германии. Начались бои в непосредственной  близости от Берлина. 6 марта 1945г. Александра во время перевязки раненых  у г. Басдорфа (под Берлином) сама попала под минометный обстрел. Была контужена, осколок мины рассек подбородок. Александру отправили в госпиталь на лечение. Но полечиться не пришлось. Через несколько дней за ней приехал сам  командир корпуса генерал- лейтенант Ржанович: «Вставай, будем брать Берлин!». Надо, значит надо! Встала и пошла, - вспоминает Александра Васильевна.

16 апреля 1945г.  наступление на Берлин  началось с Кюстринского плацдарма  войсками 1-го Белорусского фронта. 24 апреля кольцо окружения  вокруг Берлина сомкнулось. Войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов приближались к центру города, ведя ожесточенные бои с противником. 30 апреля Берлинский гарнизон капитулировал. За проявленное мужество при взятии Берлина Александре Васильевне вручили орден «Красной Звезды» и присвоили звание старшего лейтенанта.

Всего же Зубкова Александра Васильевна награждена двумя орденами: «Орденом Отечественной войны» и 19 медалями (в том числе « За оборону Сталинграда», « За победу над Германией», « За взятие Берлина» и другие), многочисленными грамотами, среди которых есть за подписью самого И.В.Сталина.

После победы  Александра Васильевна была уволена в запас. 24 июня 1945г. вместе с первым эшелоном девушек-военнослужащих была отправлена домой. Эшелон прибыл в Москву. Оттуда Александра добралась до Коврова. Встречали с радостью, со слезами на глазах. Пробыла Александ-ра в Коврове недолго. Немного отдохнула, поправила здоровье. А затем вместе с мужем отправилась по месту службы. Пришлось пожить и в послевоенной Германии (с1945по1947г. г. Ера), и в Москве, и в Свердловске. Александра Васильевна окончила медицинский институт в Свердловске. В течение 35 лет проработала врачом. Но о малой родине никогда не забывала. После выхода на пенсию супруги Зубковы переехали в Ковров. Сегодня Константина Ивановича и Александры Васильевны уже нет в живых.

Александру Васильевну  мы запомним как активную, жизнерадостную, удивительную женщину. Несмотря на проблемы со здоровьем, она была  готова помочь всем: знакомым, соседям, своим землякам. Благодаря таким людям наш народ и выстоял в той страшной войне. Благодаря ним живы мы – последующие поколения.

Низкий поклон Вам, Александра Васильевна!

 

1.3. Школа в 40-70-е гг.

Страна поднималась из послевоенных руин. В стране для подъёма экономии был принят  5-летний план восстановления. Перед школой ставится тоже передовая задача – обязательное 7-летнее образование. Наша школа, так же как и все другие, пережила период раздельного обучения: разделение на женские и мужские школы. Всех девочек вывели в женскую школу, а  школа №7 стала мужской.

1953 год – переход от 7-летнего к 10-летнему образованию. В школьную программу вводятся новые предметы, уделяется большое внимание профориентации.

1954-1955 год – возвращается совместное обучение. Мальчикам и девочкам заново приходилось учиться и общаться бесконфликтно. Писали в то время чернилами, носили их из дома в чернильницах- непроливашках, но это они только так назывались. А на самом деле чернила пачкали всё – и тетради, и форму, и парты. Немного стало легче, когда чернильницы стали выдаваться в школе дежурными, которые с удовольствием и рвением следили не только за этим, но и за чистотой в классе, цветами, которых было много, чистотой рук и даже ушей своих одноклассников.

Большое внимание  стали уделять трудовой  деятельности. Еще в 1944 году наша школа получила участок в 2 га, которые засеивались картофелем и просом. В последующем, на этом участке, занимающим площадь в 0,5 га, разбили сад с фруктовыми деревьями, плодово-ягодным питомником, полевым участком, овощными и коллекционными культурами, цветочными клумбами. Энтузиастом создания пришкольного участка, бессменным организатором была Валентина Александровна Сухова. При школе был создан кружок юннатов, в котором занимались 35 учащихся под контролем В.А. Суховой. Юннаты постоянно следили за состоянием участка. Каждый класс был разделен на звенья. Во главе каждого звена стоял член кружка юных натуралистов. Два часа в неделю класс занимался практически на учебно-опытном участке. Причем, занятия проходили также организованно, как и в классе.

1957 год был особенным. Школа №7 стала участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Подготовку к работе начинали еще зимой. Юннаты много прочитали литературы по выращиванию плодовых и овощных культур, уходу за ними. Когда центральная станция юных натуралистов прислала семена огородных и полевых растений, началось их протравливание. А в марте ребята произвели яровизацию картофеля.

С наступлением весны творческий труд захватил буквально каждого школьника. Ребята целыми днями копошились в саду. Прежде всего, был перепланирован участок. Убрали мусор, перенесли в другое место сарай, разобрали забор. Произвели обрезку высохших, поломанных и слабых сучков яблонь, побелили стволы плодовых деревьев. Для поддержания влаги в земле учащиеся разрыхлили ее на всем участке.

Когда пришло время сеять рассаду, на помощь ребятам пришел и директор школы С.И. Бормотов, вернувшийся после войны в родную школу. Он добился разрешения занять пустующий сарай под теплицу. Переоборудовать сарай вызвались сами школьники. Так и сделали.

В конце апреля посеяли в специальных ящиках семена капусты. Распикировали также рассаду различных сортов помидоров. Кроме этого в теплице выращивалась также рассада огурцов, тыквы, кабачков, дынь и т.д. Большое внимание уделялось цветоводству. В год 850-летия города Владимира учащиеся вырастили много цветов. Дирекция школы поддержала это начинание. С этой целью в школе был объявлен конкурс на лучший проект цветника. В нем участвовали все классы.

Весной разрубили клумбы. Все ребята трудились с огромным напряжением сил. Учащиеся и учителя принесли из дома семян и клубни георгинов, которых набралось 500 штук. Георгины посадили по обеим сторонам гаревой дорожки. Вместо бывшего забора сделали живую изгородь из шиповника и акаций. А с наступлением теплой солнечной погоды сотни цветов были высажены в грунт.

Труды ребят не были напрасными, и школа №7 имени В.В.Маяковского стала абсолютной победительницей во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1957 года.

В течение трех лет Сухова В.А. была участницей ВСХВ СССР.

К сожалению, в прежнем виде приусадебный участок не существует. Сохранились фруктовые деревья, кустарники, но была убрана теплица, цветники, часть участка заняла пристройка спортзала.

В нашей школе всегда уделялось большое внимание спортивно-оздоровительному направлению.  Основание этой деятельности в нашей школе положил учитель физкультуры Брагин Игорь Иванович. Первым шагом в его работе было создание материальной базы и проведение уроков на высоком уровне, чего можно было добиться только при отличной дисциплине учащихся.

Уроки первые годы проходили в коридоре нижнего этажа, а зимой из собственных лыж учащихся создавалась «лыжная база». Затем, стал создаваться коллектив, и был избран совет коллектива физкультуры из 11 человек.

Большое внимание уделялось внеклассной работе. При школе работали секции баскетбола, легкой атлетики, шахмат, настольного тенниса, лыжная секция, гимнастики. Ребята, обучавшиеся в этих секциях, не только многому научились, но и выступали на городских соревнованиях, защищая честь школы. Так, например, 24 февраля 1948 года на городских соревнованиях по лыжам «В честь годовщины советской армии и морского флота» команда школы №7 заняла первое место. Но побед было много не только в лыжных соревнованиях, а также по волейболу, баскетболу, настольному теннису, шахматам.

Много внимания уделялось гимнастике до занятий, которую вели инструктора-общественники.

Вскоре директор выделил место в школе для спортивного зала (там, где сейчас столовая). Зал стали быстро оборудовать: появились гимнастические брусья, кольца, перекладина, бревно для равновесия, создавалась и лыжная база. Назревал вопрос о строительстве спортивной площадки, который с большим трудом был разрешен.

В зимнее время заливался каток, и стало возможным играть в хоккей с мячом, а с устройством бортов стали играть в хоккей с шайбой. У школы появилась своя хоккейная команда, со своей эмблемой и формой. Она состояла из 6 человек - «великолепная пятерка и вратарь»: Козлов, Тесанов, Клячин, Куликов, Светляков, Исаев, - эти ребята приносили школе только победы. Они же стали обладателями городского приза «золотая шайба». Все это дало возможность проводить и внутришкольные соревнования. Одним из таких соревнований стало соревнование 24 мая 1957 года. Сохранились сведения о результатах той далекой спартакиады, сильнейшими в которой оказались:

В метании копья –

- юноши - Климов, девушки - Пенышева.

В прыжках с разбега

- юноши - Безруков, девушки - Серукова.

В метании диска

- юноши - Шикунов, девушки - Пенышева.

Но в школе устраивались не только соревнования, но и игры. Любимой игрой всех ребят была военизированная игра «зарница».

Традицией школы было устраивать 2 раза в год - весной и осенью -Дня туриста. Тур слеты и турпоходы проходили в основном на Черном долу или на берегу Клязьмы. В программу турслета входило: смотр туристических навыков, спортивное ориентирование, эстафеты, умение оказывать медицинскую помощь, а также смешные и забавные конкурсы, например, конкурс поваров, конкурсы на лучшую туристическую самоделку и многие другие. Ребята умели не только быстро бегать, хорошо прыгать, но и отлично рисовать. Так школа №7 стала победителем в конкурсе стенных газет в1977 году.

Особым вниманием хочется отметить кружок, в котором ребята занимались моделированием кораблей. Своими руками кружковцы создавали не просто корабли, а настоящие произведения искусства. Основу спортивной жизни школы, заложенную Брагиным И.И., активно поддерживали в последующем и другие учителя физкультуры. В их числе Серукова Т.А., Клочихин А.Ю., Краснов В.В. Учащиеся школы активно участвуют в городских соревнованиях, защищая честь школы и занимая призовые места.

На втором этаже, в коридоре школы с 18 февраля 1971 года по ????? размещался музей имени Героя Советского Союза А.В. Лопатина. В музее были следующие экспозиции:

■     детство А.В Лопатина,

■     годы учебы и работы на КЭЗ в городе Коврове,

■     годы учебы в саратовском училище,

■     13 дней заставы,

■     служба на заставе им. А.В. Лопатина,

■     поездка в город Сокол,

■     наши встречи с участниками боев 13-ой заставы,

■     встреча с пограничниками,

■     открытие музея,

■     застава им. А.В. Лопатина в Болгарии,

■     застава 70-х годов.

Содержание экспозиции носило военно-патриотический характер. Весь материал был оформлен на стендах масляной краской под органическое стекло. Создателем музея являлась Трель Лариса Исааковна - учитель истории. Продолжили ее дело, стали руководителями музея впоследствии Сабитова Зоя Борисовна, Щербакова Любовь Константиновна. В активе музея состояли Милютина Ольга, Орлов Александр, Каленова Наталья, Максимов Вячеслав, Савина Милона, Павлова Ирина.

Вначале в музее было 422 экспоната, но они постоянно пополнялись. Это, в основном, фотографии, письма, письма, книги, памятные подарки, документы с заставы, сувениры.

При музее работала секция поисково-собирательской работы. Одной из форм этой работы являлись краеведческие экспедиции. В 1981 году члены музея совершили 2 экспедиции. Одну на родину А.В. Лопатина, по маршруту: город Ковров - деревня Дюково - село Воскресенское - село Колобово - Ковров; вторую на заставу имени Лопатина. Готовиться к поездкам начали заранее. Ребята изучили материал, который находился в музее, связанный с этими местами, разработали маршруты, определили списочный состав участников экспедиции.

Позднее состоялась вторая поездка экспедиции по маршруту: Ковров - Львов - Сокол - п/л им. Лопатина -пограничная застава им. Лопатина - Брест - Ковров. Число участников экспедиции было 30 человек. Во время подготовки ребята знакомились по книгам с городами, в которых им предстояло побывать; они написали письма на заставу, сыну Лопатина, в Сокольскую школу.

С большим волнением участники экспедиции подъехали к бывшей тринадцатой погранзаставе (сейчас на этом месте находится мемориал). У памятника погибшим пограничникам возложили цветы и почтили их минутой молчания. Незабываемая встреча произошла в Бресте с сыном Лопатина Вячеславом Алексеевичем. Ребята выстроились на торжественную линейку, сдали рапорт сыну героя, рассказали о своей работе, внимательно выслушали его рассказ и приняли в пионеры дружины.

Вячеслав Алексеевич подарил музею книги, фотографии, значки; участники экспедиции собрали дополнительный материал для музея, познакомились с новыми людьми.

Осенью 1984 года члены совета музея предприняли новую экспедицию в Москву для встречи с Котовым Иваном Павловичем, боевым другом Лопатина.

В Москве ребята встретились с Иваном Павловичем вечером у него на квартире. Встреча получилась теплой, откровенной. На память Иван Павлович подарил музею свою фотографию с автографом.

Кроме экспедиций члены музея переписывались с библиотеками, сослуживцами Лопатина, и еще приглашали гостей к себе. 17 ноября в музее было особенно торжественно. Ребята волновались - ждали Тихонова Дмитрия Ивановича. Он учился вместе с Лопатиным в ФЗУ №2. Дмитрии Иванович рассказал много интересного о юности А.В. Лопатина. Жизнь ветерана тоже заинтересовала ребят, и он был принят в почетные члены музея.

Так музей стал в школе центром воспитательной работы. Традицией в школе стало проводить 18 февраля, в день рождения А.В. Лопатина дружинный сбор, на котором пионеры вели рассказ о выполнение пионерского слова, о своем вкладе в работу дружины.

Много ребят из разных школ посещали музей. И, конечно, они узнали много нового и интересного об удивительном человеке, бывшем деревенском мальчишке, ставшем Героем Советского Союза А.В. Лопатине.

Такой же насыщенной была в школе №7 и пионерская деятельность. В пионерской дружине было 9 пионерских отрядов, 7 октябрятских групп. Первой пионервожатой была Шабарина Юля. В дальнейшем организацией руководили Долин Юрий Александрович, Запорожец Надежда Владимировна, Моисеева Елена Александровна и другие.

Работой дружины руководил Совет Дружины. При Совете Дружины были созданы штабы:

-       «За знания»

-       «Моя Родина - СССР»

-       КИД «Глобус»

-       ШСДО «Звездочка»

-       «Олимп»

-       «Тимур»

-       «Пионерстрой».

Каждый пионерский отряд на линейках и пионерских сборах получал различные задания. Так, например, 24 декабря 1974 года отряд 6-6 класса по экспедиции «Моя Родина - СССР» дано было задание: собрать материал по теме «как от угольков артековских костров загорелось пламя интересных дел в дружине» и оформить в альбом.

После получения задания найти артековцев и собрать материал о них, девочки пошли в горком комсомола и взяли адреса. Пионерам дали адреса Фадеева Саши, Галкина Вовы, Шишаковой Ларисы, Кузнецова Вовы. И так начался поиск. Пионеры ходили по данным адресам, брали интервью и просили написать артековцев их воспоминания о лагере. И ребята написали о том, что это были, наверное, самые прекрасные дни в их жизни, что они попали в очень дружную «семью».

Таких заданий и поручений как это было очень много, поэтому всех их перечислить невозможно.

Хорошей традицией дружины было проводить линейку 22 апреля у памятника В.И. Ленина на Ковровском Экскаваторном Заводе. В истории пионерии нашей школы было много значительных и памятных событий. Одним из таких событий было торжественное принятие в пионеры. Ребята были очень горды, ведь им повязывали галстуки ветераны войны и труда. Также торжественно проходил праздник для первоклассников в клубе В.И. Ленина. Каждый класс готовил творческий подарок первоклашкам - номер художественной самодеятельности. Даже в летнее время в школе не затихала жизнь. При школе ежегодно работал пионерский лагерь. Начальником лагеря была в 50 -60-ых годах Мухина Раиса Александровна, воспитателями Баранова Валентина Ивановна, Кудрякова Валентина Ивановна. В лагере был избран пионерский актив:

-      Батракова Нина - председатель Совета Дружины,

-      Дмитреева Ира - председатель совета отряда,

-      Платонова Света - председатель группы октябрят,

-      Сухов Аркаша - горнист,

-      Мясникова Нина - барабанщик. Всего в лагере был 51 человек.

Торжественное открытие лагеря началось в 8 часов утра 3 июня. Ребята разбились на два отряда. Мухина Р.А. зачитала план работы лагеря. И так началась летняя жизнь.

Каждый день в лагере начинался с зарядки. Ребята придумали веселое двустишье, чтобы с радостью выполнять зарядку: «физзарядкой нам не лень заниматься каждый день». Все дни, проведенные ребятами в лагере, запомнились им очень надолго, ведь каждый день был насыщен разными развлекательными программами. Это и прогулки в парк, выход в кино, игры на спортплощадке, просмотр спектакля кукольного театра, экскурсии в лес.

Особенно ребятам запомнилась прогулка на катере. Все отправились в путешествие по Клязьме. На катере было очень весело. Ребята пели песни, смеялись, любовались природой. Так все: и пионеры, и октябрята были в восторге от замечательной прогулки.

После было торжественное закрытие лагеря. Всем ребятам было жаль прощаться с лагерем, но очередь подходила к концу.

Так же доброй традицией стало каждый год участие учеников и преподавателей школы в первомайской и ноябрьской демонстрации. Эти мероприятия проходили торжественно. Ребята выходили на улицы нарядные, с праздничным настроением.

Перечислить все мероприятия пионерской организации невозможно. Это были и торжественные линейки, и вечера встреч, различные конкурсы, в которых принимали активное участие все учащиеся школы.

Но с ликвидацией СССР переживала кризис и КПСС, а также и детская массовая организация - пионерская. С начала 90-х годов пионерская организация в школе перестала существовать.

 

 

1.5.   Школа в трудные 90-е годы

2.   Школа на современном этапе

В декабре 2000 года школе  был  присвоен статус муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 7 города Коврова Владимирской области на основе Постановления главы администрации города Коврова Владимирской области № 1388 от 06.12.2000г.[7]

С 2000г. по 2009г. в школе обучались около 200 человек. Наша школа давала основное общее образование с первого по девятый класс, а также углубленное изучение английского в 4, 9 классах. В школе первой ступени насчитывалось 7 классов (около 70 учащихся), во второй ступени - 7 классов – около 100 человек.

Учебный процесс  был организован в две смены: I смена -1,3, 5-9 классы (14, классов), II смена - 2 и 4 классы (4 класса).

Начало занятий в 8 часов и 13 часов 30 минут.

В 90-егоды перед школой встала очень значимая и актуальная для всего российского общества проблема – оздоровление детей.

На итоговом майском педсовете в 1997-1998 учебном году был сделан анализ деятельности за текущий год.. Вырисовывалась очень плачевная статистика за 1997-1998 учебный год:

-      в школе I ступени обучалось 230 человек, из них здоровых - 29,6%, а имеющих отклонения - 70%;

-      в школе II ступени обучалось 345 человек, из них здоровых было лишь 18%.

Поэтому педагоги и директор, понимая, что только здоровый ребенок может полноценно учиться, решили помочь ученикам как-то изменить ситуацию.

В связи с этим одной из своих главных задач  педагогических коллектив считал сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них   ценности здорового образа жизни.

Создавая модель школы «Образование и здоровье», педагоги школы разработали:

-      положение об экспериментальной площадке;

-      программу реализации проекта;

-      модель выпускника;

-      положение о классах охраны зрения и многие другие локальные акты.

Процесс реализации программы был  построен по направлениям: работа с учителями, учениками, родителями, общественностью.

Формирование у учащихся достаточного уровня знаний о здоровье проходило через следующие виды деятельности:

  • уроки валеологии;
  • уроки физической культуры;
  • дополнительное образование.

В учебный план также были введены уроки ЛФК, для детей с заболеваниями дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата.

В содержание уроков по сей день включены здоровьесберегающие технологии сопровождения учебной деятельности. Проблемы здоровья включены как обязательные по биологии, ОБЖ, физкультуре. Кроме того, на всех уроках используются технологии умственной и физической работоспособности учащихся: динамические паузы, упражнения и т.д.

В создании здоровьесберегающей среды являются важными факторами:

•      расписание занятий;

•      соблюдение режима двигательной активности;

•      санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к содержанию школьных помещений;

•      медицинские осмотры;

•      усиленное питание.

А с 26.06.1999 года в соответствии с приказом МО РФ № 129/23 в школе № 7 основаны классы охраны зрения, позднее – классы логопедической поддержки. Цель организации этих классов - создание условий для непрерывного образования, воспитания и охраны здоровья с нарушениями зрения и речи.  Эксперименты имеют положительное значение, поэтому в январе 2004 года школа получила статус по направлению работы «Здоровьесберегающие образовательные технологии». Итоги деятельности экспериментальной площадки оценены положительно Департаментом образования Владимирской области.

Многие традиции, начатые 75 лет назад в нашей школе, продолжаются и сегодня. Также проводятся различные конкурсы, соревнования, встречи, недели наук; работают разные секции и факультативы:

•      «Основы компьютерной грамоты»;

•      «Вокруг тебя - мир»;

•      «За страницами учебника математики»;

•      «Я и моя профессия»;

•      спортивные секции:

•   «ОФП»;

•      «Баскетбол»;

•   «Безопасное колесо» и др.

В 2009 году произошло объединение школ №7 и № 24. Теперь школа функционирует в двух зданиях: на улице Циолковского и ул. Лопатина.

3. Выпускники, которыми гордится школа

Эффективность работы школы всегда проявляется в её учениках. Среди преподавателей  школы №24 есть бывшие выпускники школы №7, которые, получив специальное образование, трудятся  сейчас в знакомых с детства стенах и  в других школах города: Гришина Л.В., Ерофеева Е.И., Елисеева Н.А. (МОУ СОШ №11) и другие.

 

Наша школа выпустила много талантливых людей, добившихся успехов, составляющих гордость не только города Коврова, но и России. Все они вносят достойный вклад в жизнь  нашего общества.

  • Наталья Чулкова - мастер спорта международного класса (участница Олимпийских игр);
  • Клоков Александр Михайлович  - прокурор г. Коврова;
  • Буланова Марина Львовна - заместитель директора центра социального обслуживания;
  • Клевитов Дмитрий Павлович  - заведующий терапевтическим отделением МУЗ ЦГБ №2;
  • Наталья  Ремнёва  - тренер по настольному теннису, д/к «Радуга»;
  • Фомина Анна Игоревна -  ведущий специалист по обучению персонала холдинговой компании «Аскона»;
  • Романова Светлана Геннадьевна - завотделением дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • Садилова Ольга Александровна - помощник прокурора;
  • Морозов Артем  - бортинженер гражданской авиации.

 

Включить сюда Зубкову – отдельным параграфом

Отдельным параграфом – учителей –выпускников школы.

О Наталье Чулковой –

http://lib.sportedu.ru/Mirrors/www.iaaf-rdc.ru/t&f/4/11.htm

Рубрику ведет Александр Овчинников, президент национальной ассоциации конкурсов красоты стран СНГ

Среди взрослых спортсменок самой очаровательной была признана Наталья Чулкова из Владимира, бегунья на 400 м с барьерами. Мне приятно было вручать грамоту этой скромной девушке, с очень красивой фигурой. Когда я посмотрел на нее, то увидел, как много радости принесла ей новость о победе в нашем конкурсе. В этот момент я наиболее остро осознал правильность проведения этого "мероприятия" - признания наших настоящих красавиц.

http://www.ikovrov.ru/citynews/2354-bal.html

Ковровчане по праву гордятся своим городом. Честь Коврова и нашей страны на Олимпийских играх защищали представительница легкой атлетики Наталья Чулкова в 2000 году и прославленный биатлонист Павел Ростовцев в 2006 году – он стал серебряным призером Олимпиады.

http://vladnovosti.ru/sport/2905.html

 

28.07.2011 10:34

Владимирские спортсмены участвовали в чемпионате по легкой атлетике в Чебоксарах

 

В столице Чувашии Чебоксарах завершился чемпионат России по лёгкой атлетике, являющийся главным отборочным соревнованием на чемпионат мира. По различным причинам в нем не смогли участвовать сильнейшие спортсменки области Надежда Алёхина (прыжки в длину) и Елена Киселёва (метание молота). Многие спортсмены из владимирского региона выступали за команду Москвы с параллельным зачетом Владимирской области. Так, ковровчанка Ирина Тарасова, выступающая за команды Москвы и Ростовской области, стала третьей в толкании ядра. Ее землячка Наталья Кутякова в первой попытке финальных соревнований по прыжкам в длину прыгнула на 14 метров 16 сантиметров. До бронзовой медали ей не хватило всего 4 сантиметров. Ирина Давыдова в беге на 400 метров с барьерами удостоена бронзовой медали. Воспитанница тренера Александра Сычёва включена в состав сборной России для участия в летней Универсиаде. Результат Ирины Давыдовой - 55, 48 - секунды превышает норматив мастера спорта международного класса и рекорд области, установленный Натальей Чулковой (0,71 сек.) В метании молота хороший результат у Алены Лысенко: послав снаряд на 61 метр 33 сантиметра, она заняла 9 место. По итогам командной борьбы легкоатлеты Владимирской области заняли 15 место в Высшей лиге и, скорее всего, на следующий год будут выступать по первой лиге. Добавим, что, по традиции, главным судьёй чемпионата был тренер-преподаватель СДЮСШОР-4 Владимира Сергей Котов. В столице Чувашии Чебоксарах завершился чемпионат России по лёгкой атлетике, являющийся главным отборочным соревнованием на чемпионат мира. По различным причинам в нем не смогли участвовать сильнейшие спортсменки области Надежда Алёхина (прыжки в длину) и Елена Киселёва (метание молота). Многие спортсмены из владимирского региона выступали за команду Москвы с параллельным зачетом Владимирской области. Так, ковровчанка Ирина Тарасова, выступающая за команды Москвы и Ростовской области, стала третьей в толкании ядра. Ее землячка Наталья Кутякова в первой попытке финальных соревнований по прыжкам в длину прыгнула на 14 метров 16 сантиметров. До бронзовой медали ей не хватило всего 4 сантиметров. Ирина Давыдова в беге на 400 метров с барьерами удостоена бронзовой медали. Воспитанница тренера Александра Сычёва включена в состав сборной России для участия в летней Универсиаде. Результат Ирины Давыдовой - 55, 48 - секунды превышает норматив мастера спорта международного класса и рекорд области, установленный Натальей Чулковой (0,71 сек.) В метании молота хороший результат у Алены Лысенко: послав снаряд на 61 метр 33 сантиметра, она заняла 9 место. По итогам командной борьбы легкоатлеты Владимирской области заняли 15 место в Высшей лиге и, скорее всего, на следующий год будут выступать по первой лиге. Добавим, что, по традиции, главным судьёй чемпионата был тренер-преподаватель СДЮСШОР-4 Владимира Сергей Котов.

http://kovrovskievesti.ru/?p=6181

Дать или не дать? Вот в чём вопрос!

 

Чтобы не быть голословным, не поленюсь перечислить достижения ковровских  легкоатлеток: МСМК Наталья Чулкова (участница Олимпийских игр), МСМК Ирина Тарасова (чемпионка мира среди юниоров, чемпионка Европы среди молодёжи), МСМК Наталья Кутякова (призёр Чемпионата России, победитель Гран-при, участница Чемпионата Европы), МС Яна Бородина (победительница юношеского чемпионата мира, рекордсменка России, чемпионка России среди юниоров), МС Елена Милованова (призёр первенства России среди юниоров), МС Анастасия Новикова (призёр Чемпионата России среди молодёжи), КМС Анастасия Андреева (призёр первенства России среди юниоров). Подрастают перспективные Катя Нестерова, Алёна Чудакова, Настя Гагаренкова.

Что имеем, не храним

 

Наталья Чулкова сейчас работает тренером во Владимире, передаёт опыт, полученный на ковровских дорожках, владимирским детям, Ирина Тарасова, шлифовавшая ядро в СКиДе под опекой Александра Баранова, теперь представляет Краснодарский край. Интересно, кого-нибудь из ковровских чиновников волнует этот факт? Или они считают, что у нас мастеров спорта международного класса разводят в парниках?

 

http://vldigest.ru/news.php?id=1776

 

 

ПОДВЕДЕНЫ ПЕРВЫЕ ИТОГИ СОСТЯЗАНИЙ БЕГУНОВ И ПРЫГУНОВ.

 

 

Первый этап зимнего первенства области по легкой атлетике прошел в Коврове. Здесь состязались специалисты спринта и прыжковых дисциплин. Среди 120 участников были почти все сильнейшие легкоатлеты Владимирщины.

 

У женщин вне конкуренции была владимирская спортсменка Наталья Чулкова. Она выиграла забеги на 60 метров (результат - 7,3 сек.), 60 метров с барьерами (8,2) и 100 метров (11,8), а также прыжки в высоту (165 см).

 

Другая известная легкоатлетика Надежда Бударина, представлявшая Гусь-Хрустальный, победила в прыжках в длину - 6,14 м и была второй в забегах на 60 (7,5) и 100 метров (12,5).

 

Победительница в тройном прыжке - Соня Сухина из Владимира впервые выполнила норматив мастера спорта России, улетев на 13 метров 65 сантиметров.

 

В соревнованиям мужчин единоличного лидера не оказалось. Ковровец Илья Смирнов финишировал первым на дистанции 60 метров с результатом 7,0 сек. В забегах на 100 метров победил владимирец Михаил Керкин - 11,3 сек. Сильнейшим на дистанции 60 метров с барьерами стал Александр Мишанин из областного центра - 8,7 сек. Первым в прыжках в длину был гусевец Максим Волков - 6,22 м.

 

В командном зачете места распределились следующим образом: Владимир - 6209 очков, Ковров - 6116, Гусь-Хрустальный - 5197.

 

Лучшие результаты в соревнованиях юношей и девушек 1983-1984 годов рождения показали ковровец Михаил Постнов (прыжки в высоту - 180 см) и Максим Волков из Гусь-Хрустального (тройной прыжок - 13 м 07 см), а также ковровчанка Екатерина Богданова (60 метров с барьерами - 8,6 сек., тройной прыжок - 11 м 90 см).

 

Второй этап первенства пройдет во Владимире 25-26 декабря.

Заключение

Таким образом, мы собрали сведения, касающиеся истории нашей школы, с момента зарождения  её в 1936 г. и до сегодняшнего дня. Мы работали с архивными документами, систематизировали их, проводили тщательный анализ, встречались с людьми, причастными к истории нашей школы, занимались поиском в сети Интернет.

Задачи нашей исследовательской работы выполнены: обозначены  основные этапы становления и развития школы:

- Основание школы;

-Школа в годы Великой Отечественной войны;

-Александра Васильевна Зубкова - выпускница школы и

участница Великой Отечественной войны;

- Школа в 50-70-егг;

-Школа сегодня;

-Выпускники школы.

Мы постарались разыскать наиболее ценные и характерные фотографии  прошлых лет, связанных с историей школы.

Наша работа на этом не остановится. Мы планируем  регулярное  пополнение летописи школы  документами и фотографиями.

Библиография

1.Зудина И.Н. Народное  образование в Коврове. Краткий исторический очерк. Ковров, Знамя труда, 2005.

2. История Владимирского края, Владимир, 2004г

4.  «Знамя труда», от 24.05.2005г., № 23.

5.  «Эхо недели», от 07.05.2008г., № 19

Источники

1. Приказы ГОРОНО (1936-1952гг.)

 

6. Воспоминания  Зубковой А.В.

7. Воспоминания Суховой В.А.

8. Воспоминания Борзовой А. И.

 

Приложения.

1. Сноски:

1. Приказы ГОРОНО от1936г., №44.

2. «Знамя труда», 02.01.1980г.

3.История Владимирского края, Владимир,2004, с.347.

4.«Эхо недели»,07.05.2008г.,№19.

5, 6, 7, 8,9  Воспоминания Зубковой А.В.

2. Воспоминания.

Приложение

Документ № 1

Из воспоминаний выпускницы  школы(1941-1945 г.) Зубковой Александры Васильевны (Записано с её слов в апреле 2008 г.)

Родилась Александра Васильевна Зубкова (Коняева в девичестве)  8 марта 1923г. в г.Коврове, в семье рабочих. Семья проживала в небольшом домике на улице Кирова (сейчас его уже нет, построен многоэтажный дом). Родители работали на заводе им. Киркижа. В семь лет Александра пошла в школу.

Это была старая, деревянная школа у железнодорожного моста. Там и проучилась Александра 6 лет. Ходить было далеко, транспорта не было.

Радостным событием стало строительство новой школы №7. Туда и были переведены учащиеся железнодорожной  школы. Запомнилось Александре Васильевне, что школа была уютная, небольшая, а главное ходить было в 2 раза ближе.

Запомнился и директор - Бормотов Сергей Иванович, строгий и требовательный.  Проучилась Александра Васильевна в нашей школе всего

один год. К сожалению ни фотографии выпускного класса 1937г., ни документы об окончании школы не сохранились (были утеряны во время переезда).После окончания семилетней школы, Александра, как и мечтала в детстве, поступила в Ковровское медицинское училище на фельдшерское отделение. Об окончании медицинского училища есть отметки в военном билете Александры Васильевны. Но другие документы  той далекой поры тоже не сохранились.

В 1940году Александра окончила медицинское  училище по специальности фельдшер- акушер. Получила распределение в Казахстан, в  г. Караганда.

Там и встретила Александра начало Великой Отечественной войны.

18- летняя девушка одной из первых оказалась в действующей армии.

Александра Васильевна была приписана в первые дни войны к одному из воинских эшелонов, вывозивших раненых. Сопровождение эшелонов было

смертельно опасным заданием. Немецкая авиация господствовала в воздухе, обстрелы и бомбежки следовали одни за другими. Огромный поток раненых,

постоянные перевязки, операции на ходу, движущегося поезда. Времени на отдых не было. Тяжелый, неимоверный труд хрупких девушек. За считанные недели военный фельдшер Александра Коняева получила огромный опыт.

Но как, и все сверстницы, Александра мечтала попасть добровольцем  на фронт. Подав рапорт, ждала ответ. В феврале 1942года  Александра была направлена под Сталинград, где разворачивалась грандиозная битва.

Фельдшер санитарной роты 967 стрелкового полка 273 стрелковой дивизии

Степного фронта (из записей военного билета). Эшелон прибыл на станцию

Иловля,  под Сталинградом. До Сталинграда было еще далеко. Полк получил приказ занять предписанный рубеж. Передвигаться днем было невозможно,

- вспоминает Александра Васильевна. Приходилось дожидаться темноты.

Немцы постоянно обстреливали с воздуха. Были уже и первые потери…

Шли всю ночь, утром были на месте. Отдохнуть нельзя - немцы близко.

Стали рыть окопы, на это ушло два дня. А на третий день наш полк вступил в бой. Постоянные обстрелы, бомбежки, свист падающих бомб, снарядов.

Сразу стали поступать раненые. Медсанрота полка располагалась в 1-2км

от передовой. Задача медсестер: оказать первую необходимую помощь.

На каждого раненого оформлялась особая карта передового района:

Фамилия, Имя, Отчество, указывалась тяжесть ранения (красной, желтой, зеленой полосой).

Затем раненые направлялись в медсанбат (5-6 км, от линии фронта), там оказывалась необходимая помощь. При тяжелом ранении раненые отправлялись во фронтовой госпиталь(10-20 км, от линии фронта), либо в тыл. Нередко приходилось уже после окончания боя собирать раненых с места боя.

«-Однажды,- вспоминает Александра Васильевна - ночью, обходя место сражения, мы с врачом наткнулись на немецкий пост (расстояние между немецкими и нашими позициями  нередко были всего в 2-3 км.).- Немцы открыли огонь, а нас спасла огромная воронка от снаряда.- Потом, переждав

обстрел, вернулись обратно».

В полевых условиях медикам приходилось очень нелегко. Если не требовалась операции, накладывали шины, перевязки, стоя на коленях. Отдыхали по три- четыре часа по очереди. Так всегда: и днем и ночью.

Отдыхать в редкие часы приходилось прямо на земле или в окопе, подложив под голову каску: и осенью и зимой.

Ожесточенные бои продолжались в течение нескольких месяцев. К середине ноября 1942г. советские войска остановили группировку противника. Были созданы условия для перехода Красной Армии в контр-

наступление. 19 ноября 1942г. наши войска перешли  в контрнаступление, возобновились тяжелые бои. « Раненых было очень много,- вспоминает Александра Васильевна.- Особенно запомнился бой за взятие высоты №106 у  деревни. За двое суток штурма высотки погибло около 15 тысяч человек…».

Продолжались упорные сражения. В конце ноября 1942г. в окружение попали основные силы немецких войск.  Немецким войскам было предложено сдаться. После отказа от капитуляции, советские войска приступили к ликвидации окруженной группировки противника.

Стрелковая дивизия №273 в результате огромных потерь была отправлена на отдых и переформирование под г. Воронеж, с. Отрожки.

 

 

Документ №2

Из воспоминаний учителя химии Суховой Валентины Александровны (Записано с ее слов \ в сентябре 2006 г.)

При школе был создан кружок юннатов, в котором занимались 35 учащихся. Юннаты постоянно следили за состоянием участка. Каждый класс был разделен на звенья. Во главе каждого звена стоял член кружка юных натуралистов. Два часа в неделю класс занимался практически на учебно-опытном участке. Причем, занятия проходили также организованно, как и в классе.

1957 год был особенным. Школа №7 стала участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Подготовку к работе начинали еще зимой. Юннаты много прочитали литературы по выращиванию плодовых и овощных культур, уходу за ними. Когда центральная станция юных натуралистов прислала семена огородных и полевых растений, началось их протравливание. А в марте ребята произвели яровизацию картофеля.

С наступлением весны творческий труд захватил буквально каждого школьника. Ребята целыми днями копошились в саду. Прежде всего, был перепланирован участок. Убрали мусор, перенесли в другое место сарай, разобрали забор. Произвели обрезку высохших, поломанных и слабых сучков яблонь, побелили стволы плодовых деревьев. Для поддержания влаги в земле учащиеся разрыхлили ее на всем участке.

Когда пришло время сеять рассаду, на помощь ребятам пришел и директор школы С.И. Бормотов. Он добился разрешения занять пустующий сарай под теплицу. Переоборудовать сарай вызвались сами школьники. Так и сделали.

В конце апреля посеяли в специальных ящиках семена капусты. Распикировали также рассаду различных сортов помидоров. Кроме этого в теплице выращивалась также рассада огурцов, тыквы, кабачков, дынь и т.д. Большое внимание уделялось цветоводству. В год 850-летия города Владимира учащиеся вырастили много цветов. Дирекция школы поддержала это начинание. С этой целью в школе был объявлен конкурс на лучший проект цветника. В нем участвовали все классы.

Весной разрубили клумбы. Все ребята трудились с огромным напряжением сил. Учащиеся и учителя принесли из дома семян и клубни георгинов, которых набралось 500 штук. Георгины посадили по обеим сторонам гаревой дорожки. Вместо бывшего забора сделали живую изгородь из шиповника и акаций. А с наступлением теплой солнечной погоды сотни цветов были высажены в грунт.

Труды ребят не были напрасными, и школа №7 имени В.В.Маяковского стала абсолютной победительницей во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1957 года.

 

Документ №3

Из воспоминаний учителя начальных классов

Борзовой Агриппины Ильиничны (Записано с ее слов в мае 2007 г.)

Агриппина Ильинична пришла  в школу уже после войн, в 1955 г.

В зимнее время заливался каток, и стало возможным играть в хоккей с мячом, а с устройством бортов стали играть в хоккей с шайбой. У школы появилась своя хоккейная команда, со своей эмблемой и формой. Она состояла из 6 человек. Все это дало возможность проводить и внутришкольные соревнования.

Традицией школы было устраивать 2 раза в год - весной и осенью -Дня туриста. Турслеты и турпоходы проходили в основном на Черном долу или на берегу Клязьмы. В программу турслета входило: смотр туристических навыков, спортивное ориентирование, эстафеты, умение оказывать медицинскую помощь, а также смешные и забавные конкурсы, например, конкурс поваров, конкурсы на лучшую туристическую самоделку и многие другие. Ребята умели не только быстро бегать, хорошо прыгать, но и отлично рисовать.

 


[1] Приказ ГОРОНО (Приложение, документ № 1)

[2]

[3] Воспосминаниря Ивановой , приложение, документ № 2.

[4] Воспоминания Зубковой А.В.

[5] Воспоминания Зубковой А.В. , Приложение

[6] Там же

[7] Постановления главы администрации города Коврова Владимирской области № 1388 от 06.12.2000г