Главное меню

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p435126/www/sch24kovrov.ru/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p435126/www/sch24kovrov.ru/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p435126/www/sch24kovrov.ru/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

НОВОЕ МЕНЮ

Из двадцати четырёх школ города Коврова последний порядковый номер-24,по иронии судьбы, оказался у старейшей школы города –бывшей «железнодорожной».Летопись железнодорожной школы –это почти 150-летняя история, т.к. наша школа является преемницей той, что была открыта ещё в середине XIXвека на Заведении (так называли посёлок при железнодорожных мастерских)...

 

1.1. Как всё начиналось…(1865-1917гг.)

Распространению грамотности в Коврове способствовало открытие в 1862 году железнодорожных мастерских. Для работы в железнодорожных мастерских приезжали высококвалифицированные мастера – многие с семьями. Эти люди заметно пополнили образованную часть местного общества и оказали определённое влияние на его  духовную жизнь. Весной 1865 г. при мастерских на средства Управления Московско-Нижегородской железной дороги при участии директора дороги И.Ф. Кенига была открыта школа для бесплатного обучения детей рабочих.

В первый год обучения она насчитывала всего 92 ученика. В 1868 году для неё построили деревянное 2-х этажное здание с печным отоплением, девятью комнатами на первом и тремя на втором этаже. А в то время в Коврове существовала только одна школа, с большим трудом открытая и появление на Заведении в короткий период железнодорожной начальной школы – событие примечательное.[1]

Железная дорога нуждалась в людях со специальным техническим образованием, поэтому школу вскоре преобразовали в Техническое железнодорожное училище, открыв при ней в 1874 году первый специальный технический класс[2].

В 1876 году главным обществом Российских железных дорог при Ковровских мастерских вновь была учреждена начальная школа. Размещалась она всё в том же здании, в год открытия в ней обучалось 240 учащихся.

Сеть учебных заведений в г. Коврове в конце XIXвекарасширилась лишь за счёт открытия трёх церковных школ. В январе 1889 г. по инициативе священника Феодоровской церкви И.А.Соколова на Заведении открыли Феодоровскую мужскую двухклассную школу – первую в России церковно-приходскую  школу для детей служащих железных дорог.Для неё отвели двухэтажный деревянный дом, содержавшийся на средства главного общества Российских железных дорог. Первоначально в школе было 76 учеников, в дальнейшем число учащихся достигло 400.Вплотьдо 1917 г. эта школа оставалась самой многолюдной из двухклассных школ Владимирской епархии.Кроме обязательной для церковно-приходских школ программы (Закон Божий, церковное пение, чтение, письмо) здесь введены были уроки черчения, а курс арифметики расширен до курса духовных училищ[3].

Второй и последний дореволюционный настоятель Феодоровской церкви, сменивший умершего в 1898 году священника Соколова, был Николай Александрович Преображенский.Н.А. Преображенский происходил из старинной семьи священнослужителей. В судогодском погосте Спас-Беседа служили предки Николая Александровича. По Преображенскому храму погоста они и получили свою фамилию.

Будущий ковровский священник родился 21 апреля 1868 года в семье настоятеля погоста Архангельский Меленковского уезда. После обучения в муромском духовном училище он поступил во Владимирскую духовную семинарию, которую закончил в 1888 году третьим в списке лучших учеников. Из 27 дисциплин аттестата Преображенский имел только по четырём предметам «хорошо», остальные же были сданы на «отлично».

3 сентября 1897 года Н.А. Преображенский венчался с Лидией Александровной Смирновой-дочерью знаменитого краеведа и библиографа Александра Васильевича Смирнова, одного из создателей Владимирской учётной комиссии.

Удивительно, что Николай Александрович, будучи выпускником Московской духовной академии(окончил её в 1896 году со степенью кандидата богословия), перед которым открывалась неплохая возможность дальнейшего карьерного роста, отказался от будущих постов и стал простым провинциальным батюшкой.

Один из самых образованных священников своего времени, деятельный и энергичный, своими заботами о пастве он завоевал любовь прихожан своего храма и жителей города, уважение со стороны местного духовенства и «отцов города». Своё пастырское служение о. Николай сочетал с преподавательской деятельностью: законоучитель Феодоровской мужской и женской школ. С 1899 Николай Александрович стал председателем ковровского отделения владимирского епархиального училищного совета. Позднее священник преподавал Закон Божий в женской гимназии и реальном училище г. Коврова.

Авторитет настоятеля Феодоровской церкви был настолько велик, что в 1906 году он был избран выборщиком в  Первую Государственную думу от г. Коврова, в 1917 – 1918 г.г. направлен делегатом от Владимирской епархии на Поместный Собор Русской Православной церкви. После революции Н.А. Преображенский был избран городским благочинным.

15 февраля 1923 года о. Николая Преображенского арестовали за антисоветскую агитацию и выслали в Зырянскую область на 3 года. В 30-е г.г. он снова был арестован. Бывшему священнику припомнили и его крайние консервативные взгляды, и выступление 1818,когда он вывел жителей города на крестный ход. Н.А. Преображенский умер в ссылке на Соловках до 1939 года.

Николай Александрович Преображенский посмертно реабилитирован «за отсутствием состава преступления»…[4]

 

В сентябре того же 1889 г. были открыты ещё две церковно-приходские  школы - Феодоровская женская одноклассная на Заведении и Иоанно-Воинская в Коврове при одноимённой церкви.[5]

В Памятной книжке Владимирской губернии за 1900 год мы обнаружили данные по педагогическому составу двуклассной Федоровской церковно-приходской школы. Попечителем школы был механик-строитель Михаил Николаевич Дмитриев.  Фамилии учителей вы можете увидеть на слайде.    В 1900, 1912 и 1913  годах в подобных же Памятных книжках находим и другие фамилии преподавателей.

1900 год. Учителя: И.М. Либеровский, П.М. Дмитриев, А.М. Дмитриев, А. П.Миртов, В. Владыкин, Н. Жаров, дьякон В. Ставровский.

1912г. Учителя: арифметика и геометрия - А.П. Миртов, русский   язык - С.Ф.Нефёдов, русский язык и закон Божий - И.Ф. Соловьёв, арифметика и геометрия - М.М. Вознесенский, русский язык, арифметика и естествоведение, география - П.Н. Ногтев, закон Божий, славянский язык -  Н.Н. Михайлова. Преподаватели  дополнительного предмета чистописания дьякон В.Е. Старовский, чистописания в 1 отделении  псаломщик Ф.Е. Соловьёв и пения  Н.Н. Жаров.

1913 г. Учителя: А.П. Миртов, И.Ф. Соловьёв, П.Н. Ногтев, А.И. Поспелов, М.Н. Вознесенский, С.Н. Любомудров, А.Е. Доброхотов, П.А. Изволенский, С.В. Успенский, Н.Н. Жаров, дьякон В.Е. Ставровский, Н.Н. Колун.

 

 

1.2. Первые советские десятилетия (1918-1937 гг.)

Реформирование школ в Коврове началось при Советской власти с осени 1918 года. Советская школа провозглашалась трудовой, политехнической, состоящей из двух ступеней: 1 ступень-5 лет,2ступень –4года. К1 октября в городе было открыто 5 школ 1 ступени,1 школа 2 ступени. Кроме городских школ в Ковровебыли открыты две железнодорожные школы. Бывшая начальная железнодорожная стала школой 1 ступени, по числу учащихся она была первой в городе[6].Железнодорожная школа 2 ступени была открыта в здании бывшего Феодоровского церковно-приходского училища. Обе школы находились в ведении отдела народного образования железной дороги.

С сентября 1923 г.железнодорожная школа второй ступени стала семилеткой. Но держались железнодорожные школы по-прежнему особняком, т.к. не подчинялись Ковровскому УОНО[7].

С 1936 по 1939 год на территории,расположенной к югу от железнодорожной магистрали появляются новостройки сразу для четырёх школ.  В одну из них, открытую в 1937 году, вывели железнодорожнуюшколу  первой ступени и на её базе организовали впоследствии среднюю школу № 6.

«Для тех, кто в 1937 году пришёл в школу, она казалась настоящим дворцом: у входа в тумбах стояли искусственные пальмы, в коридорах - красивые дорожки, на окнах – шторы, парты все новые, удобные. Было много кружков: фото, МПВО, хор,  драматический, домровый оркестр и др. Многие кружки вели сами ученики. Например, драматический вёл Коля Васильев (в годы войны погиб на фронте).

В школе была большая комсомольская организация, которая руководила общественной работой в школе. Во время перемен дорожки скатывались, и ребята под патефон танцевали». Так вспоминала свои школьные дни одна из 1-х выпускниц школы № 6 Горячевой В.Ф.[8]

Первым директором железнодорожной школы № 6 стал Шевнин Илья Михайлович, руководивший учебным заведением с 1937 по 1950 год.

Илья Михайлович окончил учительские курсы в Горьком(сейчас Нижний Новгород). Отличительной чертой Ильи Михайловича была удивительная забота о своих коллегах – учителях и учениках. Очень уж нелёгкая пора ему досталась – организация обучения в новой школе,и самые сложные военные годы и не менее трудные послевоенные. Любили Илью Михайловича ученики. Те,кто уже окончили школу и особенно уехавшие из города, при любой возможности старались навестить родную школу и директора. А дороже всех для Ильи Михайловича были те, кто приезжал на побывку или поправить здоровье после ранения с фронта.

 

1.3. Школа в годы Великой Отечественной войны

 

В 1941 году школу закончили 2 класса: 10-А и 10-Б. Многие выпускники 1941 года отправились на фронт. На выпускном вечере тем юношам, которым исполнилось уже 17 лет и 8 месяцев, вместе с аттестатом зрелости давали повестку в армию.

За годы войны кроме учёбы у учеников школы было много других важных поручений и обязанностей. Старшеклассники работали в колхозе по месяцу в страду, проживая в деревне Малинино. Учителям доставалась работа потруднее – заготовка дров для школы и госпиталя в посёлке Ветлужский Горьковской области. В снежные зимы после уроков ученики вместе с учителями выходили на расчистку железнодорожных путей, с радостью и криками встречая поезда, идущие на фронт. Уставших и замёрзших, но довольных всех их потом бесплатно кормили в железнодорожной столовой. Не досыта, конечно, но всё равно-большое подспорье в военные голодные годы.

В 1942-1945 г.г. в ж.д. школе № 6 был расположен госпиталь. А все учащиеся были переведены в ж.д. школу № 7, в деревянное здание, где они учились в три смены. А после уроков шли в военный госпиталь, где помогали ухаживать за ранеными, писали родным раненых письма, показывали импровизированные концерты. В школе часто собирали тёплые вещи, чтобы отправить на фронт.

Многие ученики школы и учителя ушли добровольцами на фронт. Некоторые из них навечно остались на полях сражений:

Учащиеся школы, не вернувшиеся с фронта:

  1. Акимов Сергей
  2. Сорокины Юрий и Флавий (родные братья, бежавшие на фронт, будучи учениками, повешены фашистами, как З. Космодемьянская)
  3. Квашнин Иван
  4. Карманов Евгений
  5. Сизов Владимир
  6. Каталёв Борис
  7. Сущение Михаил
  8. Марченков Николай
  9. Лузанов Сергей

10. Балакин Борис

11. Волхов Борис

Учителя-фронтовики:

  1. Игошина Клавдия Павловна ,1911г.р.
  2. Кузьмичёв И.Ф.- участвовал в боях за Сталинград, в освобождении Украины и Белоруссии. За боевые заслуги отмечен 18 правительственными наградами. После войны работал учителем НВП и физической культуры.
  3. Курицына Анна Григорьевна,1920 г.р., учитель математики.
  4. Мятов И.М.- разведчик штаба Северного флота, служил на катерах «морские охотники». Работал учителем физической культуры.
  5. Плешанова М.П.1919 г.р. – доброволец, служила телефонисткой в войсках ПВО. Работала учителем начальных классов.
  6. Пысин П.М. 1918 г.р. - кавалер ордена Красной Звезды, прожекторист на Западном фронте. Работал учителем географии.
  7. Пысина А.В. – начальник звукоулавливателя охраны ж.д. моста. Работала учителем химии и биологии, заместительдиректора школы по воспитательной работе.
  8. Самойлов Михаил Тарасович, учитель географии. Погиб.
  9. Смирнов И.С. – кавалер ордена Отечественной войны 2 степени, политработник, директором  школы № 6 в 1960-1965 г.г.
  10. Туранов Александр Андреевич,1922 г.р., учитель географии.

 

 

1.4. Тяжелые послевоенные годы (40-50-е годы)

 

Страна поднималась из послевоенных руин. В стране для подъёма экономии был принят первый 5 – летний план. Перед школой ставится тоже передовая задача – обязательное 7 – летнее образование. Наша школа, так же как и все другие пережила период раздельного обучения: разделение на женские и мужские школы. Всех мальчиков вывели в мужскую школу, железнодорожная школа №6 стала женской. После войны в стране вводится единая школьная форма для девочек – коричневое платье и чёрный фартук (повседневная) и белый фартук – праздничный вид. Тогда все соглашались с тем, что единая форма дисциплинирует, воспитывает и объединяет всех учеников.

Первый послевоенный выпуск был сделан в 1946 году. Здание требовало ремонта, в конце школьного двора была яма – могильник. Под руководством Марии Ивановны Запрудновой  школьный двор был приведён в порядок: посадили вишнёвый сад, крыжовник, малину, клёны. В саду силами и заботой учеников выращивали ягоды,овощи. Часть их поступала в столовую интерната, где жили приезжие ребята. Здание интерната стояло во дворе школы. Часть урожая продавали, а на эти деньги покупали инвентарь, оборудование и удобрение для сада. Благодаря заслугам учителей А.В. Ефимовой,  супругов Пысиных, школьный сад стал лучшим в городе.

1953 год – переход от 7-летнего к 10-летнему образованию. В школьную программу вводятся новые предметы, уделяется большое внимание профориентации, хотя школа и так теснейшим образом была связана с железной дорогой.

1954-1955 год – возвращается совместное обучение. Мальчикам и девочкам заново приходилось учиться и общаться бесконфликтно. Писали в то время чернилами, носили их из дома в чернильницах- непроливашках, но это они только так назывались. А на самом деле чернила пачкали всё – и тетради, и форму, и парты. Немного стало легче, когда чернильницы стали выдаваться в школе дежурными, которые с удовольствием и рвением следили не только за этим, но и за чистотой в классе, цветами, которых было много, чистотой рук и даже ушей своих одноклассников.

В 1950-е годы к учащимся «железки» присоединилось около 150 ребят с Мостопоезда – так называли деревянный городок, где жили со своими семьями строители железнодорожного моста через Клязьму. В 1952-1953 годах в школе обучалось 490 детей. А в 6-й железнодорожной, которая обслуживала Ивановский посёлок, рабочее Приволье и давала полное среднее образование выпускникам – было 658 человек.Руководителем железнодорожной школой была назначена Чертова А.И.

«Александра Ивановна окончила Ярославский педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Затем по распределению с 1940 по 1948 годы работала в Узбекистане и Туркмении в отделе учебных заведений Министерства путей сообщения. Из Ашхабада выехали за месяц до печально известного землетрясения 1948 года. Потом специально узнавали, что квартира Александры Ивановны была разрушена полностью.

Из-за частых болезней дочери Ирины пришлось попросить перевода на работу среднюю полосу. Нашлось место в Горьковской области в посёлке Шахунья, где прожили 2 года до тех пор, пока Александру Ивановну не вызвали в Горький и не предложили возглавить на выбор три школы: в Кустово, в Петушках и в Коврове. Из-за музыкальной школы для дочери был выбран наш город. И 15 августа 1950 года семья Чертовых приехала в Ковров, который после Шахуньи поразил цивилизацией - большим (ещё старым!)  вокзалом,  проспектом, сталинскими домами. Встретил их директор железнодорожной начальной школы №7 - Приезжев Андриан Михайлович, который проводил Александру Ивановну к новому месту работы по дороге вдоль экскаваторного завода. Эта дорога маленькой Ирине запомнилась неудобной из-за песка, тогда ещё асфальта не было. А песок показался маленькой девочке почти зыбучим и непроходимым, как в пустыне. Позже именно под руководством нового директора учениками старших классов нашей школы была посажена аллея берёз вдоль этой дороги. Живая память об Александре Ивановне Чертовой.

Жить семье директора пришлось при школе, тогда это не было диковинным. Правое крыло на первом этаже было поделено на жилые помещения. Вначале крыла жил истопник. Затем располагалась малюсенькая комната завхоза - Фёдора Александровича Ермолаева. Там он жил со своей женой Натальей Ивановной, которая официально не работала в школе, но приглядывала за школьными цветами, за чистотой и шила очень модные платья нашим учительницам. 3-я дверь, которая сейчас ведёт в библиотеку, скрывала жильё нового директора.  В помещении нынешнего буфета жил ещё кто-то (к сожалению, сведений о жильцах данного помещения не сохранилось), а в помещении столовой был спортивный зал. На первом же этаже с отдельным выходом на улицу проживала семья предыдущего директора – Шевнина Ильи Михайловича. Жил он там ещё года два, пока его жене Зое Александровне, работающей в Горкоме партии, не была выделена благоустроенная квартира. А Александра Ивановна с Ириной переехали в «директорские апартаменты».

Когда семья Чертовых перебралась в Ковров, Ирина перешла во второй класс. Конечно, появилось много подружек. Но, вспоминается, что все они очень робели при маме-директоре. И даже, когда надо было вызвать Иру на улицу, не смели зайти за ней, а кричали её по имени, стоя на почтительном расстоянии от крыльца»[9].

При втором директоре Чертовой  Александре Ивановне преобразования были сделаны в здании самой школы, т.к. не было актового зала, то было решено между 3и  4 кабинетами возвести раздвижную стену, чтобы получилось большое помещение, например, на время выборов, смотровхудожественной самодеятельности. Школьные праздники проходили весело, особенно славились школьные ученический и учительские хоры.По городу они занимали только призовые места, изредка конкуренцию создавала школа № 14. Хорошей традицией стало стопроцентное участие выпускников 10-х классов в школьном ученическом хоре, под руководством Ильиной Лидии Клементьевны – бывшей актрисы оперетты.

Существовал и учительский хор, которым руководил Померанцев Сергей Николаевич. Активными участниками были Горячева В.Ф., Буданова М.П., Голованова И.Ф., Слузова Н.А.

С отдельными номерами учительской художественной самодеятельности выезжали в г. Горький.Блистательно был поставлен отрывок из «Женитьбы» Н.В. Гоголя. Просто необыкновенно читала «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина» и сама директор школы. Но гвоздём программы непременно была «Санта Лючия» в исполнении Горячевой В.Ф. За призовое место дали премию – 10 тыс. рублей. Дружно решили потратить их на концертные платья.

С 1957 года в школе построены учебные мастерские.

В те годы выборы в советские органы  власти были одним из самых любимых мероприятий в школе. Во-первых, школу убирали очень тщательно, наводили порядок во всех помещениях. Во-вторых, с занятий снималась вторая смена в субботу и первая в понедельник. В-третьих, в день выборов в школе работал буфет, который тогда по изобилию выпечки казался просто шикарным. В-четвёртых, с утра до вечера в здании школы шли концерты художественной самодеятельности разных коллективов города, которые сменяли друг друга на разных участках. Это действительно был праздник для всех!

Александра Ивановна Чертова принимала активное участие в общественной жизни города и неоднократно избиралась депутатом Городского Совета народных депутатов. Она являлась председателем комиссии по образованию. Была членом Общества знания и очень  много читала лекций на предприятиях города. Имея такой загруженный рабочий день, а по сути дела - рабочие сутки, она успевала ещё учиться сама в «Университете Марксизма-Ленинизма» и с отличием его закончила. А как ещё могло быть иначе? Требуя с других, ты сама должна быть примером во всём. А работы в школе всегда было предостаточно!

«Тогда в школьном дворе был разбит хороший сад с фруктовыми деревьями, кустарниками, грядками. Это была заслуга учителей биологии супругов Пысиных, Марии Ивановны Запрудновой. За садом ухаживали ученики по строгому графику: пололи, поливали, сторожили в каникулы. Урожай поставлялся в школьную столовую, или раздавался детям. Сад считался одним из лучших в городе. И каждому желающему учителю была отведена одна грядка для зелени, за которой ухаживать должен был сам. А маленькой Ире было строго настрого наказано, что с чужой грядки, или с дерева нельзя сорвать ни одной ягодки!И ведь не рвала ни разу.

При новом директоре в школьном дворе был построен интернат для детей-железнодорожников, которым было неудобно добираться до школы каждый день. Они в нём жили всю неделю до субботы, а на воскресенье уезжали домой. Остались воспоминания о деревенских учениках со станции Волосатая, что по муромскому направлению. Они в школу приезжали каждый день, поезд приходил в Ковров рано– вёз рабочих на заводы города. Дети шли в школу, повторяли заданное, иногда доделывали уроки, а в руках  них всё это время и  на переменах между уроками были литровые бутылки молока. Нет, недля того,чтобы утолить голод, а для того, чтобы из этого молока в конце учебного дня получилось масло! Они эти бутылки трясли всё своё свободное время»[10].

При Александре Ивановне в школе было две полные смены учеников, всего около 700 человек. Вспоминается единство коллектива учителей и учеников, очень тёплые отношения на уроках и после них. Дети не спешили домой, всем находилось по душе занятие.

1957-1958 учебный год был последним годом Александры Ивановны Чертовой в качестве директора железнодорожной школы №6. Из отдела учебных заведений г. Горького был прислан новый директор –Сергеев Пётр Петрович(1958-1960г.г.). Александра Ивановна стала работать сначала учителем-филологом, а затем завучем в школе №15, а потом перешла работать завучем в школу №1. А железнодорожную школу №6 всегда вспоминала с большим теплом, сохранив до конца своих дней  только самые добрые воспоминания.

В школьном архиве сохранились и другие воспоминания о школе той поры.

Из воспоминаний Будановой Маргариты  Павловны – учителя истории железнодорожной школы №6, которая родилась 22.07.1927 года в п. Урень Горьковской области. После окончания школы в 1945-1949 г.г. обучалась и окончила исторический факультет педагогического института им. Горького в г. Горьком. Конечно, очень хотелось получить распределение в хорошую школу, но предполагалось поехать в район, где 50% жителей  - татары с плохим знанием русского языка, какая уж тут  история?

«Совершенно случайно дошла весть, что есть место в Коврове в железнодорожной школе! Это было большой удачей: во-первых, по тем временам большой город; во-вторых, у железнодорожных  школ были льготы:  раз в год бесплатный проезд в любую точку нашей страны и скидки на проезд местного значения. Зарплата в то время тоже была небольшая, и любое дополнение к ней было кстати»[11].

И вот 15 августа 1945года Маргарита Павловна прибыла в Ковров и проработала в железнодорожной школе №6 до 15 августа 1983 года-38 лет на одном месте! Кроме учительской нагрузки Маргарита Павловна всегда вела очень активную общественную жизнь: была секретарём комсомольской организации учителей, затем секретарём партийной организации, был членом месткома, лектором знаменитого когда-то просветительского общества «Знание». С удовольствием готовила сама и читала лекции для партработников заводов и предприятий города (тогда за одну лекцию платили 3 руб.15 коп). Самые запоминающиеся были - «Моральный кодекс   строителей коммунизма» и «Женщина и религия». Часто приходилось готовиться к урокам и лекциям по ночам. Но о том, чтобы отказаться, не было даже и мысли.

В школе тоже много занимались просветительской деятельностью – вела атеистические семинары. И всегда брала классное руководство, без «своих» детей в школе было пусто. За столько лет их было много, но запоминаются, конечно, самые-самые. Это главный онколог города Евгений Докорин, зав. отделом диагностики Игорь Лимонов, знаменитые братья Поднебесновы - Сергей и Владимир, известный художник Виктор Бычков (его картина «Нашествие» была преподнесена в дар самому президенту России В.В. Путину), Ушакова Татьяна (теперь Кочеткова Татьяна Вячеславовна-учитель истории нашей школы сегодня) и многие другие.

Два сына Маргариты Павловны также окончили нашу школу. Оба успешно продолжили обучение в Москве. Один - в Плехановском институте, а другой - в Индустриальной Академии.

М.П.Буданова пишет: «О школьной жизни вспоминается много хорошего и доброго, порой курьёзного…Например, при директоре Александре Ивановне Чертовой ездили в Горький на конкурс художественной самодеятельности. Заняли призовое место и дали премию в сумме 10 тыс. рублей. Было решено потратить их на концертные платья. А на радостях купили одну бутылку портвейна (на 15 человек!), за которую потом очень попало. Вспоминается хорошая традиция: устраивать праздник для технических служащих железнодорожных школ для своего «куста» (станций): Камешково, Новки, Восход, Волосатая, Ковров и т.д. Приезжало начальство из Горького. Читалась лекция о правах и обязанностях этой категории школьных работников, награждались лучшие. Затем обязательно скромное угощение и танцы. Причём, сам начальник отдела учебных заведений Владимир Михайлович Смелковский не стеснялся отплясывать с самой почтенной по возрасту техничкой»[12].

Многолетней традицией было  устраивать в весенние каникулы экскурсии выпускных классов в Москву. Для детей, которые зачастую кроме Коврова и пригорода нигде не бывали, это было самым ярким событием за все учебные годы. А ездили просто, без всяких модных теперь турагенств. Накануне списывались с железнодорожной школой в Москве (а таковая была в районе «Останкино») и, получив добро на размещение  прямо в школе, выезжали своим ходом, часто на электричках. Однажды разместиться было негде – в московской школе шёл ремонт. Так Валентина Фёдоровна Горячева – зав. школьной библиотекой, ездила с ребятами как сопровождающая, пошла прямо к начальству на Курском вокзале с просьбой обеспечить школьников жильём. Ребятам выделили пустовавшие пассажирские вагоны на запасных путях. Культурная программа всё равно была выполнена!

Иногда выбирался в Москву и сам педагогический состав школы.  Выручали родственники, жившие в столице, которые заранее покупали билеты в театры. Запомнилась одна поездка  на представление театра Сатиры. После спектакля сразу поезд домой. В гардеробе театра долго пришлось упрашивать, чтобы вместе с пальто приняли на хранение сетки  с колбасой и маслом.

Старожилы школыочень тепло вспоминают выпускные вечера – намного скромнее, чем сейчас, но такие романтичные, которые проводились всегда в школе. Аттестаты вручались в кабинете химии, т.к. он считался самым вместительным. А праздничные столы с угощением накрывались и устраивались танцы под духовой оркестр прямо в коридоре на втором этаже. Многие девушки старались достать для выпускного платья белый маркизет, юноши чаще всего были в светлых рубашках, костюм был роскошью. Приглашались на вечер все учителя школы, даже и те, кто уволился. А подарками им служили красивые букеты цветов.

При директоре Сергееве Петре Петровиче издавался еженедельный выпуск фото – свето – газеты, в которой с юмором рассказывалось, как прожила школа эту неделю. Сами школьники с удовольствием писали заметки, рисовали карикатуры, незлобно высмеивая свои же недостатки. Газета проецировалась на большой экран в раздвижных кабинетах №3-4, и поэтому её выпуск всегда проходил в выходной, чтобы не мешать учебному процессу. Смех звучал из школы пол – воскресенья…

Бушуева Ольга Васильевна – школьный литератор, была инициатором выпуска ученического журнала «Кристалл». В него включались лучшие творческие работы школьников: сочинения, стихи, литературные размышления. С собственными сочинениями ребята имели возможность выступить и на Днях детского творчества, которые пользовались у наших учеников большой популярностью.

Много уделялось времени отстающим ученикам. Долгое время в школе работал всеобуч. Эта организация следила за успеваемостью и сразу реагировала на появление проблем. К двоечникам прикрепляли отличников, к трудным – учителей-коммунистов, которые часто бывали дома, беседовали с родителями, ежедневно проверяли у своих подопечных дневники – те по субботам приходили с отчётом. Работали всегда не для галочки, а для души, чувствуя благодарную отдачу.

Маргарита Павловна проработала в железнодорожной школе №6 с 15 августа 1945 года по 15 августа 1983 года. 38 лет на одном месте. Но дома на пенсии ей засидеться не дали. Учителей в сельской  местности не хватало, не шли выпускники педвузов на работу в деревню. Пригласили на помощь пенсионеров, а те, как всегда, не подвели. Два года Буданова Маргарита Павловна проработала в сельских школах Больших Всегодич и восемь в Санниково.

 

 

 

1.5. «Следуем принципам единства нравственного и трудового воспитания!» (60-е годы)

 

Четвёртый директор школы стал Смирнов Иван Сергеевич (1960 – 1965 г.г.)В детстве он активно участвовал в создании первые пионерских отрядов в нашем городе. Участник Великой Отечественной войны.

При нем одной из основных задач школы стало  начальное профессиональное образование. В школе открываются кружки, факультативы. Усиливается связь с железной дорогой. Создаётся кружок юного железнодорожника.

В 1962 году произошло слияние двух железнодорожных школ в одну. В деревянном здании около   моста учились начальные классы. На первом этаже находились классы, учительская, библиотека и столовая. На втором - тоже классы, небольшой актовый зал, спортивный зал и пионерская комната. Вокруг школы по-прежнему был сад. Здесь же проходили занятия технических кружков. А модель «одноковшового экскаватора», выполненная руками детей,  побывала даже на выставке детского творчества в США в 1965-1966 учебном году.

Каменное здание тогда выглядело иначе. В помещении буфета был спортивный зал. На месте библиотеки – кабинет директора. А там, где сейчас медкабинет – была квартира директора школы.

Большие общешкольные мероприятия проводились всегда в ДК имени Ленина. Два раза в год–1 мая и 7 ноября всем школьным коллективом обязательно ходили на демонстрации. Сами рисовали транспаранты, украшающие колонны, наряжались.

В школе много лет работал школьный всеобуч.

Пятым директором школы стал Владимир Фёдорович Бурков(1966 -1975гг.)

 

1.6. «Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!» (1970-е гг.)

 

1975 год – переход ко всеобщему среднему образованию.

Почётно в школе было носить не только звание советского ученика, но и звание октябрёнка в начальной школе. Весь класс делился на октябрятские звёздочки по пять человек в каждой: командир звёздочки, санитар, цветовод, библиотекарь, игровик. Каждую неделю на сбор звёздочки приходили вожатые – пионеры, которые читали интересные книги, проводили конкурсы. Самым запоминающимся событием был день, когда октябрят принимали в пионеры. Ребята долго готовились к этому дню, учили торжественное обещание пионера, старались подтянуться в учёбе и вести себя ещё лучше. Этот день, когда старшие ребята повязывали младшим пионерский галстук был огромным праздником!

Из достойного октябрёнка в среднем звене появлялся не менее достойный пионер, который являлся примером для всех ребят в учёбе и поведении. Большим горем было для любого, если ему, по каким- либо причинам отказывали в приёме в пионеры. Класс теперь делился на пионерские звенья, где каждый имел общественное поручение и старался его выполнить хорошо. В школе существовала пионерская дружина имени Героя Советского Союза руководителя подпольной организации в г. Краснодоне – Олега Кошевого.

Старшей пионервожатой школы № 6 много лет была Н.А. Слузова. Под её руководством в школе пионерские отряды жили очень активной жизнью: соревновались по количеству проведённых интересных дел, на сборах макулатуры и металлолома, по успеваемости. Регулярно проводились общешкольные сборы, праздники, встречи с ветеранами. Своего актового зала в школе не было, поэтому самые массовые мероприятия проходили в ДК им. Ленина.

Важным событием в старших классах был приём в комсомол. Для этого необходимо быть успешным учеником, быть активным в общественной жизни, знать политграмоту, получить рекомендацию для вступления у двух комсомольцев или одного члена Коммунистической партии. Они должны были поручиться, что ты будешь достоин этого звания. Сначала приём проходил в школе, затем в городском Комитете комсомола. Было очень волнительно. Ребята снимали пионерский галстук, вступая в новый этап жизни – комсомольский. В каждом классе действовала комсомольская организация, проводились комсомольские собрания в классе и общешкольные, на которых решались важные вопросы нашей жизни.

В школе ребята активно занимались общественной пионерско-комсомольской работой. Многие были членами городских организаций: Всероссийского общества охраны природы (являясь участниками рейдов «Зелёный патруль»), Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Лучшие активисты награждались путёвками во Всесоюзные пионерские лагеря «Артек» и «Орлёнок» на Чёрное море.

Шестым директором школы была Галина Викторовна Власова(1975 -1991гг.)

 

 

1.7. Сложное время перемен (80-90-е гг.)

 

1984 год– очередная реформа советской школы. Главные задачи – улучшение трудовой подготовки учащихся, обязательное среднее образование, дополненное всеобщей профессиональной подготовкой (с 8 класса),значительное увеличение времени на трудовое обучение; обязательный общеполезный труд. В школе продолжает работать кружок юного железнодорожника. Несколько лет подряд старшеклассники ездят в г. Горький. После окончания практики выдавали удостоверение.

1991 год – распад Советского Союза. Перестала существовать страна, которой мы гордились. Период растерянности одних и ловкой активности других. Новая эпоха стала началом работы нового директора – Смирновой Антонины Яковлевны (1991 – 2011 гг.)

1992 год – экономическая реформа больно ударила по школе. Изменился весь уклад жизни. В одночасье рухнули все идеалы. В школе пытаются сохранять идею воспитания в детях общечеловеческих ценностей – любви и доброты.

Приказом №6 ГОРОНО Коврова от 26.1995г.(начальник - Г.С. Винниченко) Средняя Школа  №6 Горьковской железной дороги реорганизована в СреднююШколу  № 24.

Имея богатый педагогический опыт,  Антонина Яковлевна Смирнова пыталась сохранить и приумножить школьные традиции. Двадцать лет (с 1991 по 2011г.г.) она руководила школой.

Из воспоминаний выпускницы школы №24(сейчас учитель географии) Ольги Викторовны Карловой:  «Со школой №24 меня связывает и пионерское детство,и комсомольская юность, и первые учительские шаги, и нынешняя педагогическая деятельность. В течение 10 лет (с 1978 по 1988г.г.) менялся классный коллектив, классные руководители, учителя. В нашем  классе училось 42 ученика. Такой важный предмет, как русский язык и литература, преподавала опытный педагог и завуч школы Антонина Яковлевна Смирнова.

Человек, влюблённый в свой предмет, безгранично преданный своей учительской профессии, она была с нами строга и справедлива. Сама Антонина Яковлевна была ответственным и дисциплинированным человеком, к порядку приучала и нас, своих учеников. Было недопустимо прийти на урок без текста литературного произведения, не вовремя сдать сочинения, не выполнить домашнюю работу. Антонина Яковлевна учила нас терпеливо и тактично не только своему предмету, она воспитывала в нас лучшие человеческие качества: доброту, искренность, честность, порядочность. Антонина Яковлевна умела слушать и слышать своих учеников, быть объективной в своих оценках.

Школьная пора закончилась, и после окончания педагогического института, я переступила порог родной школы в качестве учителя, и наша Антонина Яковлевна продолжила  учить меня теперь уже педагогическому мастерству. В 1991, став директором, Антонина Яковлевна вникала в каждую школьную проблему, но в бесконечной череде административно-хозяйственных дел она  не перестала быть учителем с большой буквы. По-прежнему главным для неё был ученик с его проблемами и победами. Во все времена своей главной задачей Антонина Яковлевна считала создание ребёнку в школе комфортной обстановки.

Я смотрела на работу своего учителя и директора уже не глазами ученицы, а воспринимала её как близкого человека, всегда готового поддержать, помочь советом и делом. Именно её усилиями в школе был создан творческий, стабильно работающий коллектив единомышленников. В работе педагогического коллектива органично сочеталось следование традициям и стремление к инновационной деятельности. За 20 лет сформировалась чёткая, динамичная система работы школы. До сих пор Антонина Яковлевна остаётся непререкаемым авторитетом для всего нашего коллектива»[13].

 

  1. 2. Школа сегодня (2001 – 2011 гг.)

Современная школа № 24 – это муниципальное общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Цель школы – обеспечение условий для развития личности в соответствии с её самореализации и успешной социализации в постоянно меняющемся мире.

Уровень квалификации и профессионализма педагогов школы высокий.  Высшую категорию имеют 7 учителей, первую 29, вторую 14. Четыре  педагога награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», 5 – Почётной грамотой Министерства образования РФ. Один учитель имеет Благодарственное письмо от Министерства Образования.  Высокий профессионализм педагогов позволяет успешно решать поставленные перед школой задачи.

В школе функционируют общеобразовательные классы, специальные (коррекционные) классы, профильные (с технической направленностью).

В 2009 году произошло объединение школ №7 и № 24. Теперь школа функционирует в двух зданиях: на улице Циолковского и ул. Лопатина.

 

Итоги образовательной деятельности педагогического коллектива удовлетворительны:

-на протяжении многих лет педколлектив добивается оптимальной успеваемости учащихся;

- 56 выпускников закончили  школу с серебряной медалью;

- 11 - с золотой;

-повышается активность и результаты участия учащихся в различных городских и областных конкурсах и соревнованиях;

Более 90 % выпускников мотивированы на продолжение обучения, из них более 70% успешно продолжают обучение в вузах;

Педагогический коллектив  добился и сохраняет престиж школы в социуме.

В условиях жёсткой конкуренции школа не испытывает трудностей в наборе в 1-е и  10-е классы.

В  2000 году по инициативе учителя начальных классов Егоровой Елены Николаевны в нашей школе была создана Республика Мальчишек и Девчонок. Затем её возглавляла Ульянова Алла Викторовна, теперь – Денисова Светлана Михайловна. Участники РМИД – все педагоги и ученики начальных классов.

Идея организации: воспитание и развитие личности в коллективе.

Лозунг: «Я - единственный и неповторимый. Я – такой же, как и все, потому что каждый из нас единственный и неповторимый».

Цель работы детской организации:«Каждое дело – с пользой. Каждое дело – людям. Каждое дело – творчески».

Организация имеет свой орган управления – это совет командиров.Каждый класс (т.е. экипаж) разбит на команды: интеллектуалов,  затейников, корреспондентов, экологов, санитаров.

Экипажи ведут свои «Дневники путешествий». Дело по душе находится каждому ребёнку.

 

С 2011 года директор школы -  Воробьёва Лариса Владимировна.

  1. 3. Выпускники, которыми гордится школа

Эффективность работы школы всегда проявляется в её учениках. Среди преподавателей  школы №24 есть бывшие выпускники, которые, получив специальное образование, трудятся  сейчас в знакомых с детства стенах: Кочеткова Т.В., Карлова О.В., Денисова С.М., Кузьмина Н.Е., Варнина Н.А., Кочнева С.П.; Бобовникова Н.Ю.

Наша школа выпустила много талантливых людей, добившихся успехов, составляющих гордость не только города Коврова, но и России. Все они вносят достойный вклад в жизнь  нашего общества.

 

Виктор Бычков – известный художник;

Татьяна Хаустова – художник, автор городской персональной выставки;

Докорин Евгений Михайлович – главный врач-онколог города;

Кубарев Александр Георгиевич – выпускник 1945 года,  Генерал-майор ВС РФ.

Лимонов Игорь Александрович – заведующий диагностическим отделением ЦРБ, кандидат медицинских наук.

Артём Чернов – курсант Военно-топографического института Военно-космической Академии им. Можайского.

Сабанов Игорь – выпускник школы 2007 года. Награждён правительственной наградой «За спасение погибавших».

Золотые медалисты:

  1. Филатова Лидия Васильевна (1952)
  2. Мишатина Валерия Николаевна (1952)
  3. Мурышкина Татьяна Николаевна (1956)
  4. Тихонова Людмила Васильевна (1957)
  5. Абрамова Людмила Михайловна (1958)
  6. Бугров Владимир Александрович (1960)
  7. Микадзе Эльвира Ильинична (1963 г.)
  8. Петрова Нина Евгеньевна (1966)
  9. Рыбенкова Маргарита Александровна (1966)
  10. Широков Владимир Владимирович (1967)
  11. Шаронова Ирина Николаевна (1968)
  12. Хаханова Анна Андреевна (2010)
  13. Сердюков Никита (2013)
  14. Беляева Анастасия (2014)
  15. Полякова Ирина (2014)
  16. Сутягин Иван (2014)
  17. Шараева Валерия (2014)

Серебряные медалисты

  1. Кашицина Лидия Васильевна(1950)
  2. Михайлова Вера Михайловна(1950)
  3. Блюдова Людмила Аркадьевна(1950)
  4. Лабзина Людмила Аркадьевна (1950)
  5. Пименова Инесса Николаевна(1952)
  6. Воронина Нина Николаевна(1953)
  7. Сухова Светлана Николаевна(1954)
  8. Шмуклер Алла Иосифовна(1954)
  9. Шеломина Лидия Алексеевна(1956)
  10. Горева Нина Николаевна(1956)
  11. Клянчин Владимир Петрович (1956)
  12. Абросимова Ирина Марковна(1957)
  13. Куприянов Эдуард Викторович(1957)
  14. Ляпин Станислав Андреевич (1963)
  15. Кондратьева Клавдия Александровна (1963)
  16. Смирнова Елена Матвеевна(1966)
  17. Рябинина Юлия Николаевна(1966)
  18. Кислякова Екатерина Николаевна(1966)
  19. Микадзе Этери Ильинична(1966)
  20. Дудорова Алефтина Ивановна (1966)
  21. Худякова Ольга Николаевна(1968)
  22. Карасёва Ирина Павловна(1968)
  23. Кострова Татьяна Александровна(1968)
  24. Гришина Валентина Анатольевна(1968)
  25. Макаров Евгений Викторович(1968)
  26. Осипова Ирина Викторовна(1986)
  27. Гриневич Юлия Валерьевна(1991)
  28. Сидорова Валентина Александровна(1991)
  29. Баранова Ольга Сергеевна(1997)
  30. Кабинов  Михаил Юрьевич(1997)
  31. Сироткин Андрей Александрович(1997)
  32. Кабина Наталья Владимировна(1999)
  33. Симоненко Екатерина Владимировна(1999)
  34. Каштанова Екатерина Вячеславовна (2000)
  35. Климова Елена Михайлова(2000)
  36. Мацко Юлия Евгеньевна(2000)
  37. Полякова Екатерина Владимировна(2000)
  38. Троненко Марина Игоревна(2000)
  39. Колесов Роман Анатольевич(2001)
  40. Божевец Анна Владимировна(2002)
  41. Поляков Владимир Владимирович(2002)
  42. Шаронов Иван Геннадьевич(2002)
  43. Апкарова Алина Сергеевна(2004)
  44. Попова Елена Алексеевна(2004)
  45. Щелчкова Марина Андреевна(2004)
  46. Гаврилова Дарья Владимировна(2005)
  47. Овсяникова Марина Евгеньевна(2005)
  48. Булатова Екатерина Андреевна(2005)
  49. Шаронова Татьяна Геннадьевна(2005)
  50. Моисеенко Светлана Владимировна(2006)
  51. Жильникова Наталья Михайловна (2007)
  52. Смыслова Екатерина Валерьевна(2008)
  53. Булкина Ольга Сергеевна(2009)
  54. Кноль Ксения Владимировна(2009)
  55. Потапова Лидия Андреевна (2010)
  56. Никуленкова Мария Александровна (2010)
  57. Морозов Максим Дмитриевич(2011)
  58. Коноплёв Михаил (2013)

 

Заключение

Таким образом, мы собрали сведения, касающиеся истории нашей школы, с момента зарождения  её в 1865 г. и до сегодняшнего дня. Мы работали с архивными документами, систематизировали их, проводили тщательный анализ, встречались с людьми, причастными к истории нашей школы, занимались поиском в сети Интернет.

Задачи нашей исследовательской работы выполнены: обозначены  основные этапы становления и развития школы:

-Как всё начиналось…(1865-1917 г.г.);

-Первые советские десятилетия (1918-1937 г.г.);

-Школа в годы Великой Отечественной войны;

-Тяжёлые послевоенные годы (40-50-е г.г.);

-Следуем принципам единства нравственного и трудового воспитания!(60-е годы);

-«Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!»(1970-е г.г.);

-Сложное время перемен(80-90-е г.г.);

-Школа сегодня.

В архивных документах найдены фамилии лучших учеников школы за все годы существования - золотых и серебряных медалистов, составлен их поимённый список в хронологическом порядке.

Нами  установлены  точные даты деятельности всех директоров школы, особое внимание уделено позитивным изменениям, которые были присущи работе этих руководителей.

Мы постарались разыскать наиболее ценные и характерные фотографии  прошлых лет, связанных с историей школы, собрали документы - дипломы, благодарственные письма, почётные грамоты, доказывающие, что наша школа во все исторические периоды была активной, эффективно развивалась, получала достойные результаты. Всё это оформлено в отдельный альбом «История школы № 24».

Наша работа на этом не остановится. Мы планируем  регулярное  пополнение альбомов с документами и фотографиями «История школы №24». Мы и в дальнейшем будем продолжать проводить экскурсии по истории школы среди учащихся разных классов. К юбилею родной школы будем подготавливать информацию для  стендов  «Школа сегодня», «Наши медалисты».

 


[1] Зудина И.Н., Народное образование в Коврове. – Ковров, «Знамя труда», 2005г. – С.17.

[2]Зудина И.Н., Народное образование в Коврове. – Ковров, «Знамя труда», 2005г. – С.17.

[3] Там же. С. 19.

[4]http:// www.prizyv.ru/culture/?news=1244

[5] Зудина И.Н., Народное образование в Коврове. – Ковров, «Знамя труда», 2005г. – С. 17.

[6] Там же. С.30.

[7] Там же. С.39.

[8] «Воспоминания Горячевой В.Ф.»., Приложение, документ № 1.

[9] «Воспоминания дочери А.И.Чертовой И.Г.Чертовой», Приложение, документ № 2.

[10]« Воспоминания дочери А.И.Чертовой И.Г.Чертовой», Приложение, документ № 2.

[11] «Воспоминания Будановой М.П.», Приложение, документ № 3.

[12] «Воспоминания Будановой М.П.», Приложение, документ № 3.

[13] «Воспоминания О.В.Карловой», Приложение, документ № 4.